Останется ли Беларусь «воротами на Запад» для Китая?

24 января 2022
Thinktanks.by
Политика

После 2020 года Беларуси все сложнее гарантировать для Китая открытые ворота в Европу. Однако пока санкции, кажется, никак не повлияди на отношение Китая к Беларуси.

20 января отметили 30-летие дипотношений Беларуси с Китаем.

Беларусь не единственная страна, что празднует в январе 30 лет дипотношений с этой страной. Такую дату уже отметили Узбекистан (2 января), Казахстан (3 января), Украина (4 января), Таджикистан (4 января), Кыргызстан (5 января) и Туркменистан (6 января). Во всех случаях состоялся обмен поздравительными посланиями.

Однако в случае с Беларусью еще и состоялся созвон между Александром Лукашенко председателем КНР Си Цзиньпином.

По мнению Павла Мацукевича, бывшего дипломата, а ныне эксперта «Центра новых идей», можно было бы списать звонок на интерес Китая к теме миротворцев ОДКБ в Казахстане. Она поднималась во время разговора и вполне возможно была главным поводом для звонка. Однако Лукашенко с Си Цзиньпином созванивались и год назад — в январе 2021 года, когда была очередная годовщина дипотношений. 

Беларусь пока не разочаровала Китай

С одной стороны, очевидно, что разговоры о том, что Китай разочаровался в официальном Минске из-за санкций и международной репутации Лукашенко и Беларуси, ничего не стоят. С другой, воспринимать это общение как предтечу новых головокружительных перспектив тоже ошибочно. Беларусь все еще рассматривается Китаем в качестве важного элемента инициативы «Пояс и путь» — международного грузового коридора, связывающего Поднебесную с Европой. Однако наша страна является не единственным маршрутом на этом пути, поэтому нельзя сказать, что Пекин по-прежнему делает на Минск главную ставку.

Железнодорожный маршрут Китай-Европа превращается в самый загруженный в мире — за январь-ноябрь 2021 года по нему прошли 13,8 тысяч контейнерных поездов.

Поэтому процесс диверсификации путей продолжается, 1 января из Китая в Германию отправился первый грузовой поезд по новому маршруту — через порт Санкт-Петербурга.

Статус любимой жены

Юбилей подсветил многие сферы беларусско-китайского сотрудничества за эти годы. Официальные сообщения на этот счет пестрят восторгом. Вполне возможно, местами уместным. Все, однако же, как известно, познается в сравнении, например, с отношениями Китая с другими странами.

Для сравнения: наш товарный торговый оборот с Китаем в 2020-м составил 4,6 млрд долларов (у Узбекистана — 6,4 млрд, Таджикистана — 340 млн, Казахстана — 15,8 млрд, Литвы — 1,7 млрд), из них на долю беларусского экспорта приходятся лишь 770 млн долларов. Объем прямых инвестиций из Китая в нашу экономику в 2020 году достиг 54 млн долларов. 

Со Швейцарией у Китая зона свободной торговли, примерно 33 млрд долларов товарооборота, из них около 16 млрд швейцарский экспорт, двузначные цифры прямых инвестиций Китая в Швейцарию и наоборот по итогам 2020 года. При этом Швейцария по территории в пять раз меньше Беларуси, по населению (8,5 млн человек) и ресурсам (отсутствуют) – вполне сопоставима.

Украина – главный соперник

За 30 лет объем украино-китайской торговли вырос более чем в 60 раз до 14,6 млрд долларов (беларусско-китайский вырос в 130 раз, но лишь до 4,6 млрд). Еще в 2019 году Китай стал главным торговым партнером Украины, одним из крупнейших рынков сбыта украинской сельхозпродукции. Спектр отношений — от торговли до космонавтики. Китайцы участвуют в проектах по развитию инфраструктуры портов, строительству и модернизации дорог, муниципального хозяйства, активно дарят Украине антиковидную вакцину.

В июне 2020 года были запущены прямые контейнерные поезда Китай-Украина. 

Беларусь после 2020-го

После августа 2020-го сопряжение двух стран явно нарушено. Санкции и угрозы рукотворного перекрытия транзита, звучавшие над беларусско-польской границей в 2021 году, создали вероятность, что на новой волне эскалации конфликта между Беларусью и Западом «ворота» в Европу могут и вовсе закрыться. 

Практическая значимость Беларуси для Китая и соответственно Китая для Беларуси напрямую зависит от пропускной способности железнодорожного узла в Бресте и ее лучше не испытывать. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: