Фото pexels

Белорусы совсем не толерантные. Итоги исследования

04 февраля 2022
Наталья Михайлова, Thinktanks.by
Общество
Фото pexels

Миф про толерантных белорусов – один из самых распространенных в отношении нашей нации.

Однако старший исследователь Центра новых идей Геннадий Коршунов считает, что нам свойственна не толерантность, а обособленность. 

Как так получилась? Давайте разбираться.

Вопрос толерантности как грани белорусского характера неожиданно проявился после «мигрантского кризиса» на границах Беларуси и ЕС, который несколько месяцев был одной из основных тем в отечественном информационном пространстве. Особенно после того, как в районе погранперехода Брузги мигранты устроили свой лагерь, где в ужасных условиях находились сотни людей, в том числе женщины и дети. 

– В то время в социальных сетях полыхали нешуточные страсти несовпадающих мнений и о самих мигрантах, и о том, как к ним следует относиться, и о том, кто белорусы после этого, – говорит Геннадий Коршунов. 

Недавние исследования позволили построить так называемую шкалу социальной дистанции Богардуса. С помощью этой шкалы измеряется степень готовности человека (группы) продуктивно взаимодействовать с представителями других групп в разных ситуациях и обстоятельствах. 

Это изначально психологическая методика, подчеркивает ученый, но она оказалась вполне эффективной и в рамках социологических исследований. С помощью шкалы Богардуса человек определяет свое отношение к представителям разных групп: готов ли он с ними породниться, дружить, жить рядом, работать и т.д. Или не готов. Причем человек может быть не готов принять «чужих» ни в каком виде, то есть даже в формате туриста в своей стране.

И если смотреть на «толерантность» как на нечто, стоящее между «добрые» и «гостеприимные» то данные, полученные с помощью шкалы Богардуса, говорят достаточно четко: толерантность не про белорусов.

Согласно выводам исследователей, у белорусов средний уровень социальной дистанции к другим группам составил 4,6. Вот что это значит:  

 
  • уровень от 1 до 4 характеризуется как открытость, готовность принимать чужих как своих (она же толерантность);

  • 4 и 5 – обособленность, которая понимается как согласие жить без конфликтов, но и без тесных связей;

  • 5 и 6 – скрытая ксенофобия; 

  • 7 – открытая ксенофобия, т.е. желание вообще никогда не видеть и никак не контактировать с представителями «чужих» групп.

Исследования даже позволяют ответить на вопросы, в каких сферах белорусы проявляют большую или меньшую открытость и готовность к сотрудничеству. 

Выяснилось, что в среднем политические отличия для белорусов столь же значимы, как и этническая разница – наш показатель и в том, и в другом случае составляет 4,5, что попадает под характеристику «обособленности». 

Однако самой большой оказалась дистанция общества в разрезе поведенческих моделей, когда речь идет о людях с нетрадиционным поведением. 

Если же сузить группы, к которым белорусы испытывают чувства из разряда скрытой ксенофобии, то получим, что самыми чужими и далекими от себя мы считаем:

  • представителей сексуальных меньшинств – социальная дистанция в 5,5 баллов,

  • людей, которые не ассоциируют себя ни с каким полом – 5,5 баллов,

  • цыган – 5,3 балла,

  • выходцев из арабских стран – 5,3 балла.

– Значения социальной дистанции здесь не максимальные, но достаточно высокие. Их уровень позволяет говорить, что представители этих групп могут подвергаться (или уже подвергаются) дискриминации в нашем обществе. К этому же состоянию очень близки еще две группы, которых лишь немного не дотягивают до планки в 5 баллов – это сторонники Лукашенко и темнокожие люди, – говорит Геннадий Коршунов. 

Учитывая такие данные, миф о толерантности белорусов можно похоронить, и наконец честно назвать себя закрытыми.   


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: