Миф про толерантных белорусов – один из самых распространенных в отношении нашей нации.
Однако старший исследователь Центра новых идей Геннадий Коршунов считает, что нам свойственна не толерантность, а обособленность.
Как так получилась? Давайте разбираться.
Вопрос толерантности как грани белорусского характера неожиданно проявился после «мигрантского кризиса» на границах Беларуси и ЕС, который несколько месяцев был одной из основных тем в отечественном информационном пространстве. Особенно после того, как в районе погранперехода Брузги мигранты устроили свой лагерь, где в ужасных условиях находились сотни людей, в том числе женщины и дети.
– В то время в социальных сетях полыхали нешуточные страсти несовпадающих мнений и о самих мигрантах, и о том, как к ним следует относиться, и о том, кто белорусы после этого, – говорит Геннадий Коршунов.
Недавние исследования позволили построить так называемую шкалу социальной дистанции Богардуса. С помощью этой шкалы измеряется степень готовности человека (группы) продуктивно взаимодействовать с представителями других групп в разных ситуациях и обстоятельствах.
Это изначально психологическая методика, подчеркивает ученый, но она оказалась вполне эффективной и в рамках социологических исследований. С помощью шкалы Богардуса человек определяет свое отношение к представителям разных групп: готов ли он с ними породниться, дружить, жить рядом, работать и т.д. Или не готов. Причем человек может быть не готов принять «чужих» ни в каком виде, то есть даже в формате туриста в своей стране.
И если смотреть на «толерантность» как на нечто, стоящее между «добрые» и «гостеприимные» то данные, полученные с помощью шкалы Богардуса, говорят достаточно четко: толерантность не про белорусов.
Согласно выводам исследователей, у белорусов средний уровень социальной дистанции к другим группам составил 4,6. Вот что это значит:
уровень от 1 до 4 характеризуется как открытость, готовность принимать чужих как своих (она же толерантность);
4 и 5 – обособленность, которая понимается как согласие жить без конфликтов, но и без тесных связей;
5 и 6 – скрытая ксенофобия;
7 – открытая ксенофобия, т.е. желание вообще никогда не видеть и никак не контактировать с представителями «чужих» групп.
Исследования даже позволяют ответить на вопросы, в каких сферах белорусы проявляют большую или меньшую открытость и готовность к сотрудничеству.
Выяснилось, что в среднем политические отличия для белорусов столь же значимы, как и этническая разница – наш показатель и в том, и в другом случае составляет 4,5, что попадает под характеристику «обособленности».
Однако самой большой оказалась дистанция общества в разрезе поведенческих моделей, когда речь идет о людях с нетрадиционным поведением.
Если же сузить группы, к которым белорусы испытывают чувства из разряда скрытой ксенофобии, то получим, что самыми чужими и далекими от себя мы считаем:
представителей сексуальных меньшинств – социальная дистанция в 5,5 баллов,
людей, которые не ассоциируют себя ни с каким полом – 5,5 баллов,
цыган – 5,3 балла,
выходцев из арабских стран – 5,3 балла.
– Значения социальной дистанции здесь не максимальные, но достаточно высокие. Их уровень позволяет говорить, что представители этих групп могут подвергаться (или уже подвергаются) дискриминации в нашем обществе. К этому же состоянию очень близки еще две группы, которых лишь немного не дотягивают до планки в 5 баллов – это сторонники Лукашенко и темнокожие люди, – говорит Геннадий Коршунов.
Учитывая такие данные, миф о толерантности белорусов можно похоронить, и наконец честно назвать себя закрытыми.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.