Где ориентация более социальная? Сравнение Беларуси и Финляндии

08 февраля 2022
Александр Войтович, Thinktanks.by
Экономика

Анализ структуры государственных социальных расходов в Беларуси и Финляндии показывает более высокую долю расходов на пенсионное обеспечение в Беларуси. Но живут ли от этого лучше пенсионеры?

Эксперт BEROC (Киев) Олег Мазоль подготовил исследование, в котором провел сравнительный анализ показателей реализации социальной политики в Беларуси и скандинавских странах, главным образом в Финляндии.

Thinktanks.by публикует выдержки из данной работы.

В исследовании отмечается, что действующая модель социальной политики в Беларуси характеризуется понятием «государства благосостояния (welfare state)», которая в большей степени соответствует идеологии авторитарной системы государственного управления. В рамках данной модели государство предоставляет гражданину бесплатный или субсидированный доступ к отдельным социальным услугам – здравоохранение, образование, жилищная политика, общественный транспорт.

Поддержка и госрасходы

В то же время уровень социальной поддержки населения в действующей системе социальной защиты Беларуси существенно ниже, чем в Финляндии и двух других скандинавских странах. При этом данные государства ранее приводились властями в качестве примера модели рыночного социализма, который декларировали в качестве социального ориентира. В частности, государственные социальные расходы на душу населения в Финляндии и Швеции около 12 тыс. евро, в Норвегии – почти 17 тыс. евро. В Беларуси размер социальных расходов (в сумме расходы консолидированного бюджета и Фонда социальной защиты населения) менее тысячи евро на душу населения.

Сравнительный анализ структуры государственных социальных расходов в Беларуси и Финляндии показывает более высокую долю расходов на пенсионное обеспечение в Беларуси: на поддержку пожилых граждан и членов их семей в Финляндии направляется 45,1% расходов на социальное обеспечение, тогда как в Беларуси – 56,3%. При этом практически к минимуму сведена социальная поддержка безработных, доля расходов на которую составляет 0,16% всех социальных расходов. Можно констатировать, что в республике практически отсутствует поддержка безработных, как в принципе и активная политика регулирования рынка труда, принятая в странах ОЭСР.

Добровольное социальное страхование

Особенностью системы социальной защиты Беларуси является крайне низкая популярность среди работников и работодателей механизмов добровольного социального страхования. Доходная часть бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), который является главным институтом, реализующим функции социального страхования, сформирована за счет обязательных взносов в фонд (87,5% доходов ФСЗН), добровольные взносы в ФСЗН практически отсутствуют. В то же время в Финляндии за счет добровольных частных взносов финансируется 4% совокупных социальных расходов, в Швеции эта величина достигает 11,3% совокупных расходов на социальное обеспечение.

Обращает на себя внимание также практическое отсутствие инвестиционной составляющей в деятельности фонда: доходы от использования средств фонда составляют только 1,05% доходной части бюджета ФСЗН и сформированы за счет процентов банков, уплаченных в пользу ФСЗН за пользование хранящимися на банковских счетах средствами фонда.

Пенсии

В Беларуси в рамках системы пенсионного страхования отчисления на пенсию по возрасту составляют 29 % фонда оплаты труда, тогда в Финляндии – 24,1%.

При этом пенсионер в Беларуси имеет право получить только 55% своего среднемесячного заработка, тогда как в Финляндии – 100% среднемесячного заработка, умноженного на норму капитализации (1,5% за каждый год отчислений по пенсионному страхованию).

Также обращает на себя внимание, что размер социальной пенсии в Беларуси более чем в 10 раз ниже, чем в Финляндии.

Аналогичная ситуация складывается с выплатой пенсий по инвалидности, при этом размер социальной пенсии в Беларуси несколько выше по сравнению с обычной социальной пенсией по возрасту. Различаются в Беларуси и Финляндии и подходы к установлению пенсии по возрасту по социальному страхованию. В Беларуси с 2022 года для мужчин установлен возраст 63 года, для женщин – 58 лет, в Финляндии установлен минимальный возраст выхода на пенсию также в 63 года9, без гендерной дифференциации.

При этом в Финляндии действуют два возрастных критерия: допенсионный возраст (63 года), когда пенсионер уже имеет право на пенсию по возрасту, но получает пенсию в сниженном размере, и постпенсионный возраст (65 лет и старше), когда пенсия выплачивается в полном объеме.

Допенсионный возраст постепенно повышается до 65 лет к 2027 году и далее с 2030 года в соответствии с ожидаемой продолжительностью жизни; постпенсионный возраст постепенно повышается до 70 лет к 2027 году, а затем с 2030 года в соответствии с ожидаемой продолжительностью жизни.

Также существенно различаются подходы к распределению пенсионных отчислений, которые делали умершие члены семьи (пенсия по потере кормильца).

Так, в Беларуси членам семьи назначается пенсии пропорционально заработку умершего родителя в размере 40% среднего заработка кормильца.

В Финляндии членам семьи умершего распределяется от 50% до 133% его/ее пенсионных отчислений.

Также Беларуси социальная пенсия по потере кормильца выплачивается только детям, тогда как в Финляндии бенефициарами выступают также и супруг/супруга; при этом общий размер социальной пенсии зависит от величины иных источников дохода бенефициара(ов).

Ситуация, когда в пользу членов семьи умершего распределяются именно его пенсионные накопления, является одним из элементов реализации концепции пенсионного капитала. На выплату пособий по болезни в Беларуси отчисляется 6% фонда оплаты труда, тогда как в Финляндии – 2,4%. Медицинское лечение в амбулаторных и стационарных условиях в Беларуси финансируется государством.

В Финляндии лечение в государственных клиниках является также бесплатным, взносы на социальное страхование частично покрывают стоимость лечения в частных клиниках; социальное страхование предоставляет каждому гражданину 50 евро в год на лекарства, а также берет на себя от 40 до 100% стоимости каждого рецептурного лекарства на сумму свыше 4,5 евро.

Помощь при беременности и в декрете

Социальная помощь по беременности и родам в Беларуси выплачиваются на протяжении 180 дней (пособие на дородовой уход (1 месяц), пособие по беременности и родам (126 дней) и пособие в связи с рождением ребёнка (1 месяц)); в Финляндии – в общей сложности в течение 392 дней (пособие по беременности и родам (180 дней), родительское пособие (158 дней), при этом предусмотрено пособие и на мужчину-отца ребенка (54 дня)).

Пособие по уходу за детьми в Беларуси финансируется за счет взносов работников и работодателей на социальное страхование, в Финляндии – эти пособия финансируются государством. В Беларуси пособие на детей выплачивается до 18 лет, в Финляндии – до достижения ребенком 7-летнего возраста.

Пособия по безработице

Пособия по безработице в Беларуси носят символический характер, а ранее обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости в настоящий момент отменены (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569), сам Фонд упразднен. Максимальный размер пособия при условии участия безработного в мероприятиях по содействию занятости оказывается ниже (на 45%) бюджета прожиточного минимума.

В Финляндии безработный, который участвует в мероприятиях по содействию занятости, получает базовое пособие (32,4 евро в день), однодневный размер которого превышает месячные выплаты безработному в Беларуси (8-22 евро в месяц).

 В Финляндии, если безработный ранее осуществлял добровольные отчисления в Фонд содействия занятости, он/она сможет дополнительно получать до 45% своего дневного заработка на последнем месте работы в рамках системы добровольного страхования от безработицы.

Безработные в Беларуси фактически не могут рассчитывать на финансово значимую для себя помощь от государства, поскольку размер пособия не позволяет обеспечить безработному даже прожиточный минимум. Низкий уровень пособия по безработице характеризует важную черту социальной политики в авторитарной системе. Размер пособия, установлен на таком уровне, что фактически гражданин, оставшись без работы, не может обеспечить собственное существование на период поиска нового места работы. Это ставит его в еще более зависимое положение и делает уязвимым в случае увольнения, что, по представлению властей, должно свести к минимуму любые проявления недовольства на предприятиях. Решению данной задачи способствует также то, что основная часть экономической активности контролируется директорами государственных предприятий.

Таким образом, система социальной поддержки в Финляндии имеет более четкую финансовую структуру: при наступлении страхового случая и при условии участия гражданина в системе страхования, выплаты в его пользу идут от соответствующего института социального страхования, при неучастии гражданина в социальном страховании он/она получает универсальные выплаты (как правило, в фиксированном размере), которые финансируются из государственного бюджета.

Вопрос эффективности

В целом же белорусская система социальной защиты предполагает тотальное доминирование государственных институтов. Все пособия, кроме взносов на страхование от несчастных случаев на производстве, собирает и выплачивает государственный Фонд социальной защиты населения. При этом сам фонд только аккумулирует взносы и распределяет их конечным получателем, практически не осуществляет финансовой деятельности. В то же время в развитых странах пенсионная система оказывает значимое влияние на развитие национального рынка ценных бумаг. Действующая система пенсионного обеспечения функционирует неэффективно, испытывает постоянный дефицит финансовых ресурсов, несмотря на то что выплаты пенсионного обеспечения оказываются ниже, чем в развитых странах, а взносы граждан и предприятий – выше. Важной особенностью белорусской системы социального страхования является то, что взносы на пенсионное страхование и иные виды социального страхования работников являются государственной собственностью.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: