Бюджетный процесс в Беларуси качественный лишь частично

16 мая 2022
Thinktanks.by
Экономика

Анализ сферы управления государственными финансами показал, что прозрачность и полнота бюджетной отчетности в Беларуси соответствует подходам SIGMA лишь отчасти.

Практически по всех видах отчетности отсутствуют важные данные, регулярность публикаций может быть улучшена, формальность парламентских обсуждений бюджетных вопросов также негативно сказывается на прозрачности. Об этом говорится в исследовании SYMPA «Реформа системы госуправления на примере управления госфинансами», которое опубликовал «Банк идей».

В исследовании отмечается, что различные международные организации предлагают сходные принципы госуправления, известные как принципы «хорошего управления» (good governance): подотчетность, предсказуемость, открытость, прозрачность, участие общественности и другие.

Одна из организаций, занимающаяся помощью различным странам в реформах, — SIGMA. Методология, предлагаемая этой инициативой, описывает структуру и последовательность шагов по реформированию системы государственного управления и их оценки. Следовать рекомендациям данного документа имеет смысл в том случае, если целью реформы системы государственного управления является ее приближение к «хорошему управлению» со всеми его ключевыми признаками. 

В Беларуси, согласно проведенной оценке по методологией SIGMA, индикатор «Качество годового бюджетного процесса и достоверность бюджета» составил 12 баллов из 38.

Параметрами, получившими наиболее низкую оценку в Беларуси оказались: 

  • Соответствие между среднесрочными параметрами бюджета MTBF и годовым бюджетом (0 баллов из 4);
  • Парламентская проверка годового бюджета (0 баллов из 4);
  • Надежность бюджетного календаря (1 балл из 4);
  • Прозрачность проекта бюджета до его принятия парламентом (1 балл из 8);
  • Прозрачность и предсказуемость процедур корректировки бюджета в течение года (1 балл из 4);

Параметрами, которые получили наиболее высокие оценки, стали:

  • Достоверность плановых доходов в утвержденном годовом бюджете (3 балла из 4);
  • Достоверность плановых расходов в утвержденном годовом бюджете (4 балла из 4).

Авторы исследования отмечают, что следование подходам SIGMA в перспективе повысило бы качество внутригодовых отчетов о государственных доходах, расходах и заимствованиях, качество годового финансового отчета правительства, качество годовых отчетов государственных предприятий, внебюджетных фондов и местных органов власти и прочих видов отчетности. Кроме того, это упростило бы работу с бюджетными данными для экспертного сообщества и помогло бы вовлечению общественности в бюджетную политику посредством налаживания  конструктивного диалога о бюджете между обществом и государством.

 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: