Мобилизационная экономика приведет к сжатию ее размеров

07 июня 2022
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Экономика

Рост командного управления экономикой приведет к снижению ее конкурентоспособности. При сокращении количества участников ВЭД это приведет к снижению участия Беларуси в международном разделении труда.

Высокая зависимость экономики Беларуси от мировой экономики за последние два десятилетия увеличилась еще больше: доля оборота по счету текущих операций выросла со 125% от ВВП в 2000–2010 годы до почти 140% от ВВП в среднем за последнее десятилетие. За счет проведения более ответственной макроэкономической политики Беларуси удалось значительно сократить дефицит внешней торговли товарами. Вместе с быстрым ростом экспорта услуг это позволило сбалансировать текущий счет платежного баланса – его профицит в 2021 году достиг исторического максимума в 2,7% от ВВП. Об этом говорится в исследовании «Была открытая, может стать малой: внешнеэкономическая деятельность Беларуси к концу 2021 года», размещенном на сайте Кастрычніцкага эканамічнага форума (KEF).

Экспортные вопросы

Как говорится в исследовании, Беларуси не удалось диверсифицировать географию внешней торговли товарами. Доля России – основного торгового партнера – как в экспорте, так и в импорте как минимум не уменьшилась. Причинами такого положения дел являются не только невысокий уровень конкурентоспособности части белорусских товаров, но и привлекательность российского рынка с точки зрения логистики, известности брэндов потребителю, более низкие требования к сертификации и относительно более высокой прибыльности поставок. В страны с более развитыми экономиками поставлялись либо товары с относительно низкой добавленной стоимостью (например, нефтепродукты), либо «нишевые» высокотехнологичные товары, а выход на этот рынок с массовыми промышленными товарами требовал значительных вложений в продвижение, сервис и т.п., что и снижало прибыльность таких поставок.

Несмотря на сохраняющуюся высокую роль внешней торговли товарами в структуре внешнеэкономических операций (около 110% ВВП), основой увеличения внешнеторговых операций стали услуги. Отношение внешнеторгового оборота услуг к ВВП выросло за период с 2006 г. почти в 2 раза до 23% от ВВП в 2021 г. Рост во многом был связан с эффективным использованием страной конкурентных преимуществ – географического положения, позволившего нарастить экспорт транспортирных услуг, и человеческого капитала, обеспечившего основу взрывного роста компьютерных услуг и профессиональных деловых услуг.

Как говорится в исследовании, введение экономических санкций со стороны стран ЕС, США, Великобритании и других стран в 2020–2022 гг. создали риски значительного сокращения участия Беларуси в международной торговле. Ограничения экспорта по многим товарным группам (нефтепродукты, калий, древесина, частично машиностроение) привели к существенному снижению экспорта товаров.

Только за счет потери рынка Украины (второй по величине партнер в структуре экспорта) белорусский экспорт может сократиться на 10–12%. Ограничения на импорт, в т.ч. на поставки комплектующих и оборудования, еще сильнее усугубят возможности производства конкурентоспособной продукции. Следствием станет повышение географической концентрации внешней торговли на России и дальнейшая потеря конкурентоспособности белорусских товаров.

Помимо товарного экспорта, существенно страдает экспорт услуг, который во многом выступал «буфером» для внешних шоков со стороны России, поскольку был ориентирован на рынки развитых стран.

Импортные сбои

Как считают исследователи, ограничения доступа к источникам ряда сырьевых товаров и широкого круга комплектующих наряду с потерей традиционных рынков сбыта могут стать серьезным вызовом для значительного числа компаний, как государственных, так и частных. Особенно чувствительными к шоку могут оказаться крупные государственные предприятия, не обладающие гибкостью в части логистики, маркетинга, платежей и имеющие уязвимое финансовое состояние. Следствием уже становится сокращение выпуска, ухудшение финансового состояния и, как следствие, сокращение не только заработных плат, но и занятости.

В этих условиях практически неизбежно усиление вмешательства органов государственного управления в хозяйственную деятельность предприятий для целей «поддержания социальной стабильности» за счет сохранения занятости и уровня доходов населения. Формы вмешательства могут иметь различный характер, включая запрет на сокращение штатной численности, ограничение роста цен, регулирование процентных ставок, расширение применения института специмпортеров, восстановление обязательной продажи части валютной выручки, целевой покупки иностранной валюты и другие механизмы, которые практиковались в Беларуси на ранних этапах развития экономики.

Мобилизационное решение

Исследователи обращают внимание, что в качестве крайней меры может рассматриваться переход к т.н. мобилизационной экономике, в рамках которой государство возьмет на себя функцию централизованного перераспределения большинства ресурсов в стране, в первую очередь сырьевых и финансовых. Следует, однако, оговориться, что такая мера может рассматриваться скорее гипотетически, поскольку: – даже для сохранения нынешнего размера экономики Беларуси недостаточно собственных ресурсов и технологии (и даже с учетом российских ресурсов и технологий); – большинство ресурсов импортируются «из одного источника», а переговорная позиция страны при согласовании цен и объемов их поставок слаба и продолжает ослабевать по мере повышения зависимости от России; – эффективность управления государственными предприятиями остается низкой, а в условиях вымывания управленческих кадров будет снижаться, что вряд ли позволит создать необходимый для функционирования «мобилизационной экономики» интегрированный учет движения ресурсов и финансов; – быстро растет дефицит кадров, способных обеспечить необходимое планирование, учет и контроль в рамках такой модели экономики.
Несмотря на эти и другие ограничения, в государственных СМИ регулярно появляются материалы о необходимости перехода к мобилизационной экономике. Но преобладание административных (возможно даже принудительных) методов управления такой экономикой еще больше увеличит долю государства в экономике, повысит степень монополизации внешней торговли, снизит прозрачность экономической деятельности, уровень законности, вытеснит частную инициативу, приведет к росту коррупции.

«Результатом станет снижение национальной конкурентоспособности, что, наряду с сокращением количества участников внешнеэкономической деятельности, приведет к сокращению участия Беларуси в международном разделении труда. Все это неизбежно приведет к существенному сжатию размеров экономики и будет чревато полной потерей не только экономического, но и политического суверенитета», - говорится в исследовании.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: