В отличие от кризиса 2020 года, когда падение доходов почувствовали все группы населения, в 2022 году прослеживается взаимосвязь: чем выше уровень дохода, тем чаще люди заявляли о его снижении.
Центр системных бизнес-технологий SATIO провел исследование, в котором изучил, как белорусы оценивают и реагируют на экономическую ситуацию, сложившуюся в стране весной 2022 года. Социологи также поинтересовались, каков уровень финансового стресса, как изменились доходы, на каких товарах экономят, в чем хранят сбережения, какой подушкой безопасности располагают жители Беларуси. Методом онлайн-опроса аналитики SATIO проанкетировали 1007 респондентов. Структура выборки соответствует населению Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет по полу, возрасту и региону. Результатами исследования центр SATIO поделился с Thinktanks.by.
Высокая обеспокоенность
Опрос показал, что 80 % трудоспособного населения, проживающего в городах Беларуси, обеспокоены текущей экономической ситуацией в стране. Авторы исследования считают, что этот экономический кризис, в отличие от кризиса 2020 года, по большей части является кризисом «богатых» людей. Среди наиболее обеспокоенных – люди с высоким уровнем дохода и, вероятно, качеством жизни. Значительно меньше переживают люди с низким уровнем образования и дохода. Вероятно, это те люди, которые потребляют меньше импортных товаров, реже пользуются более премиальными услугами и меньше тратят – они реже в силу потребительских привычек ощущают влияние санкций и различных ограничений.
С обеспокоенностью связано и постоянное отслеживание актуального курса белорусского рубля. Не следит за курсом лишь треть белорусов. А те, кто проверяют, делают это как минимум раз в неделю.
У белорусов пессимистичные ожидания относительно дальнейшего развития экономики. 40% проживающих в городах белорусов считают, что за последние 12 месяцев положение дел в экономике страны ухудшилось, но еще больше – половина населения – ожидает и дальнейшего ухудшения ситуации на ближайший год.
В отличие от кризиса 2020 года, когда падение собственных доходов почувствовали все группы населения, в 2022 прослеживается четкая взаимосвязь: чем выше уровень дохода, тем чаще люди заявляли о его снижении и тем больше величина падения их доходов в процентах.
Основные причины падения доходов – рост цен и изменение курса рубля.
Рост цен
Лишь 3% городских белорусов не заметили изменения цен на товары и услуги. Большинство населения довольно чувствительны по отношению к ценам. За изменениями следят почти все: по большей части цены знают на большинство приобретаемых товаров, при этом 97 % заметили изменения в ценах за последний месяц.
По мнению жителей Беларуси, больше всего выросли цены на продукты питания, бытовую химию, лекарства и общественный транспорт, то есть те категории, которыми население, вероятно, пользуются каждый или практически каждый день. Реже всего белорусы знают цены на книги, музыку, онлайн-игры и недвижимость – то, что обычно приобретается реже. Рост цен респонденты определяют как значительный – 1/3 потребителей заявили, что цены выросли более чем на 20 %.
Стратегии экономии
Резкий скачок цен вынуждает более 65 % городских белорусов прибегнуть к экономии. При этом экономия является базовой и приоритетной стратегией адаптации, другие модели поведения (например, покупка б/у товаров, закупки впрок, продажа ценных вещей, незапланированные покупки и т.д.) распространены сильно реже.
Изменяя свои потребительские привычки в сторону экономии, белорусы комбинируют сразу множество способов: 2/3 экономящих применяют шесть и более вариантов экономии одновременно, самые распространенные из них – поиск акций, отказ от необязательных расходов и крупных покупок (~90 %).
Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем. В первую очередь – на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике. Более 70 % экономящих сократили расходы на продукты питания. Полный отказ чаще характерен для алкоголя, сладостей, снеков и готовых блюд. Наблюдается снижение потребления и в сфере услуг. Больше всего – на увлечения, косметические услуги и такси. Полный отказ в большей степени характерен для развлечений (34 %), походов в кафе и рестораны (27 %), такси (18 %) и путешествий (20 %).
Продукты впрок весной закупал каждый 5-й городской житель Беларуси. По большей части запасались базовыми категории – бытовой химией и продуктами питания.
В случае лишения источника дохода у половины белорусов сбережений хватает на месяц и меньше. Два месяца без дохода смогут прожить 15 % белорусов, три – 10 %. Сбережений на полгода и больше хватит 10 % белорусов. Получается, размер сбережений, необходимый, чтобы прожить полгода и больше, есть лишь у каждого десятого белоруса.
Финансовые операции
Самыми популярными финансовыми операциями апреля стали покупка/продажа валюты. За ними идут покупки в кредит/рассрочку, займы денег у родственников и знакомых и возвраты долгов/выплаты кредитов. На вопрос о ближайших финансовых планах белорусы поделились двумя основными – покупка иностранной валюты и выплата кредитами/возврат долгов.
В условиях экономической неопределенности белорусы предпочитают не строить планов, связанных с финансами: более 40 % не планирует совершать никакие финансовые операции.
Население более склонно хранить сбережения в иностранной валюте. Такого мнения придерживается более 40 % белорусов, еще треть считает, что лучше держать деньги и в рублях, и в валюте в соотношении 50 на 50. Доллары – наиболее привычная и предпочтительная валюта для сбережений.
2/3 белорусов предпочитают не тратить свободные деньги. Что нужно откладывать и беречь свободные финансы считают 65 % респондентов, а тратиться на дорогостоящие товары готовы лишь 13 %.
Такой же показатель в оценке обстановки для инвестиций – 2/3 белорусов считают ее неблагоприятной.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.