Четыре модели адаптации белорусов к кризису

10 июня 2022
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Экономика

На основании данных опроса, исследователи выделили четыре модели реагирования белорусов на экономический кризис 2022 года.

Центр системных бизнес-технологий SATIO провел исследование, в котором изучил, как белорусы оценивают и реагируют на экономическую ситуацию, сложившуюся в стране весной 2022 года. Методом онлайн-опроса аналитики SATIO проанкетировали 1007 респондентов. Структура выборки соответствует населению Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет по полу, возрасту и региону. Результатами исследования центр SATIO поделился с Thinktanks.by.

Исследователи выделили модели поведения, которых придерживались белорусы:

●    Тревожные: из-за опасений по поводу своего дальнейшего экономического состояния вынуждены чаще изменять свой прежний уклад жизни. Почти 80 % Тревожных стали экономить, они же чаще других сегментов закупались впрок (в силу больших доходов и сбережений). В отличие от других сегментов они чаще отказывались от покупки одежды и обуви.
●    Финансово-уязвимые: стали экономить значительно чаще. Только в отличие от Тревожных им приходится принимать такие решения в силу очень ограниченных финансовых возможностей. Представители сегмента чаще других используют стратегию более бережного отношения к вещам (реже выкидывают). Для сегмента характерен переход на более дешевые магазины (94 %), экономия вообще на всем (81 %) и отказ от покупки одежды/обуви (77 %).
●    Адаптирующиеся: ведут себя усредненно. Единственная отличительная черта – более частый отказ от необязательных расходов типа развлечений.
●    Спокойные: более четверти Спокойных вообще не изменили свои привычки в потреблении.

В целом, как показал опрос, 65% белорусов стали чаще экономить. Около 30% финансово-уязыимых стали меньше выкидывать старые вещи и рассматривать покупку бывших в употреблении товаров. При этом 29% «тревожных» постарались закупить товары впрок и оплатить услуги на будущее. В то же время 27% спокойных не стали предпринимать никаких действий. 

Как показал опрос, 65% белорусов предпочитают откладывать и беречь деньги и лишь 13% намерены покупать дорогостоящие товары. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: