В 1-ом квартале 2022 года величина индекса финансового стресса для Беларуси (FSI) незначительно снизилась. Этому способствовало повышение устойчивости банковского сектора.
Снижение величины индекса финансового стресса для Беларуси связано с тем, что итоги квартала во многом формировались в довоенной конъюнктуре при последующей инерции. Об этом говорится в бюллетене «Финансовая стабильность», подготовленном BEROC (Киев).
В работе отмечается, что основным фактором, оказавшим влияние на снижение величины FSI в 1-ом квартале 2022 года, стало повышение устойчивости банковского сектора. Тем не менее общая величина индекса находилась в диапазоне положительных значений, что характеризует повышенный уровень финансового стресса. Риски, связанные с вторжением России в Украину и усиливающимся санкционным фоном, обусловливают неизбежность дальнейшего повышения уровня стресса в финансовой системе Беларуси.
Как считают исследоатели, потенциал роста FSI связан, в первую очередь, с компонентом внешнего долга. Вместе с тем, крайне велика вероятность смены тренда и снижение устойчивости банковского сектора в последующих периодах.
В работе отмечается, что снижение устойчивости банковского сектора в 1-ом квартале 2022 года по сравнением с 4-ым кварталом 2021 года было вызвано двумя факторами.
Во-первых, увеличением кредитования нефинансового сектора на 1,4% в реальном выражении. Это являлось следствием повышения ликвидности банковской системы в начале года, при наличии в его первые два месяца позитивных макроэкономических импульсов.
Во-вторых, ростом привлеченных средств от нерезидентов на 0,4% в реальном выражении. Международные резервы определяют устойчивость внешнего долга Потенциал для повышения FSI обусловлен, в первую очередь, сокращением международных резервных активов Беларуси на 9,5% по сравнению с 4-ым кварталом 2021 года. Благодаря этому компонент FSI, характеризующий возможности государства рассчитываться по своим внешним долгам в случае краткосрочного финансового шока (например, предъявления к досрочному погашению гособлигаций, номинированных в иностранной валюте), обусловил повышение давления компонента внешнего долга на индекс финансового стресса.
Показатели достаточности капитала в 1-ом квартале 2022 года оставались на относительно высоком уровне, но сохранили тенденцию к снижению, сформированную в 4-ом квартале 2021 года.
Показатели прибыльности банковского сектора снижались под влиянием роста ставок по депозитам. Повышение ставок было необходимо банкам для того, чтобы стимулировать возврат в систему части вкладов, выведенных из нее в предыдущие периоды (2020-1ое полугодие 2021 г.). Текущий уровень рентабельности хоть и не является высоким, но позволяет банкам в целом сохранять устойчивость.
Показатели ликвидности банков в 1 кв. 2022 года демонстрировали разнонаправленную динамику. Коэффициент покрытия ликвидности, который демонстрировал рост в предыдущих кварталах, снизился в 2022 г. Импульс снижения был обусловлен динамикой покрытия ликвидности в национальной валюте, ухудшение которой произошло в связи с оттоком из банковской системы срочных рублевых депозитов и активизацией рублевого кредитования.
В бюллетене сообщается, что чувствительность банковского сектора к валютному риску находилась в 1 кв. 2022 года под влиянием негативных импульсов. Уязвимость банковского сектора к валютным рискам усилилась: существенно выросла относительная величина чистой открытой валютной позиции, наметилась тенденция повышения валютной составляющей, как в активах, так и в пассивах. Уровень инвалютной составляющей на балансах банков сохраняется на высоком уровне, что обуславливает высокую подверженность рискам, связанным с колебаниями обменного курса.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.