Как в Беларуси может развиваться импортозамещение?

Вероятнее всего импортозамещение пойдет по пути доинвестирования в уже существующие в Беларуси производства.

Стоит ли сегодня надеяться на то, что белорусские власти настолько изменят подходы к реализации проектов, что ситуация изменится кардинально и новые импортозамещающие проекты будут осуществляться быстро и сразу начнут приносить пользу и прибыль? Эти вопросы газета «Белорусы и рынок» задала старшему научному сотруднику BEROC Олегу МАЗОЛЮ.

— Политику импортозамещения можно представить в двух вариантах: создание новых производств и расширение производства на действующих предприятиях. Воплощение первого варианта в складывающихся условиях представляется маловероятным. Во-первых, с точки зрения сроков реализации. Как правило, инвестиционный цикл составляет в среднем два года плюс год — это выход проекта на запланированную загрузку мощностей. Ждать импорто­замещающей продукции предстоит не менее трех лет, и это при условии, что проекты пойдут по запланированному графику. Учитывая сложности с логистикой и нежеланием контрагентов попасть под вторичные санкции США или ЕС, последнее вызывает большие сомнения, — сказал эксперт.

Он также отметил, что в условиях дефицита внешних инвестиций возможности финансировать программы импортозамещения резко снижаются. Поэтому вероятнее всего импортозамещение пойдет по второму сценарию — доинвестирование в уже существующие в Беларуси производства. Подтверждение этого — обещание Владимира Путина выделить Беларуси 1,5 млрд долларов на развитие импортозамещающих производств. Но в масштабах белоруской экономики эта величина не даст какого-то существенного импульса.

Так что же, на проектах импортозамещения можно ставить крест? Отнюдь. По мнению Олега Мазоля, наиболее реалистичным представляется импортозамещение в виде наращивания поставок белоруской продукции на рынок Союзного государства.

— При этом замещать ушедшие из России западно­европейские и американские компании придут и компании из Китая, и наши производители столкнутся с прямой конкуренцией с ними. А при невозможности закупать комплектующие в Европе отечественные производители рассчитывают на поставки того же ассортимента из Поднебесной. При этом китайские поставщики будут пользоваться своим монопольным положением и завышать цены, чтобы, во-первых, получить больше прибыли, и, во-вторых, поскольку они же поставляют комплектующие на конвейеры китайских корпораций, чтобы сделать продукцию белорусских конкурентов менее конкурентоспособной на рынке РФ. Таким образом, с высокой долей вероятности белорусские компании не смогут ничего предложить на рынке Союзного государства, кроме собранных из китайских запчастей не очень качественных конкурентов продукции высокотехнологичных китайских брендов, и по-прежнему будут пытаться выжить в оставшихся небольших нишах российского рынка, — выразил уверенность экономист.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: