Более 70 процентов белорусов считают предпринимательство хорошим выбором

01 июля 2022
Виктор Беляев, Thinktanks.by
Экономика

72,7% белорусов, не являющихся предпринимателями и 75,5% предпринимателей считают, что занятие бизнесом является хорошим выбором для карьерного пути.

Экспертами BEROC в 2021 году было проведено второе исследование по методике Глобального мониторинга предпринимательства (GEM). Впервые страна была представлена в исследовании GEM в 2019 году.

С тех пор Беларусь столкнулась с серьезными вызовами, обусловленными как пандемией COVID-19, так и общественно-политическими событиями. Тем не менее, большинство показателей, характеризующих предпринимательскую активность, продемонстрировали положительную динамику. 

BEROC представил основные результаты GEM Беларусь за 2021 год в сравнении с 2019 годом. В нем отражены мнения более 2000 белорусов в возрасте от 18 до 64 лет — как вовлеченных, так и не вовлеченных в предпринимательские инициативы.

В частности, в исследовании изучено отношение к предпринимательству в белорусском обществе. 

Карьерные перспективы

Исследование GEM-Беларусь 2021 показывает, что 72,7% непредпринимателей и 75,5% предпринимателей считают, что занятие бизнесом представляется хорошим выбором для карьерного пути. В 2019 году исследование GEM-Беларусь также показало, что более 70% респондентов из обеих групп считали занятие бизнесом хорошей карьерой. Поддержка обществом утверждения, что люди, преуспевшие в открытии нового бизнеса, имеют более высокий социальный статус, нежели те, кто работает в секторе оплачиваемой занятости, среди не участвующих в предпринимательских инициативах не изменилась с момента предыдущего опроса (70,0% в 2019 г. и 70,0% в 2021 г.), а среди участвующих в предпринимательских инициативах возросло (с 68,8% в 2019 г. до 74,3% в 2021 г.).

В то же время, оценка представления белорусов важности роли СМИ в распространении информации об успешных примерах предпринимательской инициативы в последние два года ухудшилась среди предпринимателей (с 57,0% в 2019 г. до 44,9% в 2021 г.), а также среди тех, кто не занимается предпринимательством (с 50,0 % в 2019 г. до 47,6 % в 2021 г.). Такое снижение можно объяснить усилившимся вербальным давлением на предпринимателей (особенно индивидуальных предпринимателей) на фоне социально-политического кризиса.

Гендерные оценки

Кроме того, исследование GEM-Беларусь 2021 года продемонстрировало гендерные различия в отношении к предпринимательству. Так дана более высокая оценка предпринимательства как предпочтительной карьеры среди мужчин-бизнесменов (79,5%) в сравнении с женщинами-бизнесменами (70,6%).

Также выявлено большее признание женщинами-бизнесменами важности роли СМИ (49,2%) в освещении предпринимательства по сравнению мужчинами-бизнесменами (41,3%). И напротив, среди взрослого населения, не занимающегося предпринимательством, большая доля женщин показала весьма благоприятное восприятие предпринимательства в качестве предпочтительной карьеры (74,1% женщин в сравнении с 71,0% мужчин), признаваемого социального статуса успешных предпринимателей (71,3% женщин в сравнении с 68,5% мужчин) и важной роли СМИ в распространении образа успешных предпринимателей в обществе (51,2% женщин в сравнении с 43,2% мужчин).

Условия

Что касается восприятия благоприятных условий для предпринимательства, то исследование GEM-Беларусь 2021 показало, что лишь 23,5% непредпринимателей отметили хорошие возможности для открытия бизнеса в существующей бизнес-среде.

Данный индикатор снизился на пять процентных пунктов по сравнению с данными исследования GEM-Беларусь 2019 (28,5%). Среди населения, участвующего в предпринимательских инициативах, лишь 30% из них увидели возможности, которыми можно воспользоваться и которые можно превратить в бизнес-инициативы. С 2019 года этот показатель также снизился на 9 процентных пунктов.

Восприятие возможностей

Тенденция к ухудшению восприятия возможностей для предпринимательства может быть объяснена, прежде всего, факторами воздействия, обусловленными пандемией COVID-19 и социально-политической ситуацией. В ходе исследования GEM-Беларусь 2021 большинство предпринимателей заявили, что они обладают знаниями и навыками, необходимыми для ведения бизнеса (84,7%).

По сравнению с исследованием GEM-Беларусь 2019 эта оценка снизилась примерно на 6 процентных пунктов. В то же время большинство непредпринимателей заявили об отсутствии у них необходимых компетенций, хотя для этой группы показатель возрос на пять процентных пунктов по сравнению с данными, приведенными в исследования 2019 года (с 37,4% в 2019 году до 42,5% в 2021 году). В 2021 году почти 50% предпринимателей признали, что страх неудачи был препятствием для создания и ведения бизнеса. Несмотря на то, что предприниматели настроены более оптимистично, чем население в целом, этот показатель возрос на 35 процентных пунктов по сравнению с данными, приведенными в исследовании 2019 года (12,5%).

Аналогичная тенденция наблюдается среди непредпринимателей: 54,1% непредпринимателей считают, что в 2021 году страх неудачи стал препятствием для развития предпринимательских инициатив, а это на 15 процентных пунктов больше, чем в 2019 году (39,1%). Что касается ролевых моделей, то неудивительно, что большинство предпринимателей лично знакомы с другими предпринимателями (84,5%), тогда как лишь 55,7% непредпринимателей лично знакомы с представителями бизнеса. По данному показателю наблюдается положительная динамика в обеих группах респондентов по сравнению с 2019 годом.

Самооценка

В 2021 году около 30% мужчин- и женщин-предпринимателей видели одинаковые возможности для того, чтобы открыть новый бизнес в течение следующих шести месяцев.

Страх неудачи ограничил готовность реализовывать свои бизнес-идеи у 52,9% женщин-предпринимателей и у 44,1% мужчин-предпринимателей. Интересно, что и последняя публикация исследования GEM-Беларусь показывает, что женщины-предприниматели чуть более активно взаимодействуют с другими предпринимателями (88,3%), чем мужчины-предприниматели (81,2%).

Существенная разница между обеими группами заключается в их восприятии имеющегося у них потенциала. Значительно меньшая доля женщин-предпринимателей (77,4%) и непредпринимателей (37,7%) — положительно оценила собственные предпринимательские способности, тогда как мужчины-предприниматели (90,6%) и непредприниматели (48,4%) — оказались более уверены в собственных навыках и знаниях. Эта тенденция свидетельствует о важности организации различных тренингов и образовательных курсов, направленных на повышение уровня образования и предпринимательских навыков женщин, а также их уверенности в собственных силах.

На основании исследования было определено место Беларуси среди всех 47 стран-участниц опроса взрослого населения (APS) в рамках GEM 2021. В том, что касается восприятия возможностей, Беларусь занимает 45-е место (25,0%), а за ней следуют Иран (17,9%) и Япония (11,7%). Напротив, самыми оптимистично настроенными странами с точки зрения восприятия предпринимательских возможностей являются Индия (83,4%) и Саудовская Аравия (95,4%). По восприятию имеющихся навыков/способностей Беларусь занимает 31-е место (52,0%).

В рейтинге восприятия необходимых навыков/способностей тремя странами с наиболее низкими показателями уверенности в себе являются Венгрия (36,0%), Россия (34,5%) и Япония (12,3%), а три страны с самыми высокими показателями уверенности в себе – Судан (88,1%), Доминиканская Республика (88,7%) и Саудовская Аравия (90,5%).

По страху неудачи Беларусь занимает 11-е место (52,9%). Самые высокие значения страха неудачи наблюдаются в Испании (58,4%) и Великобритании (58,4%), а самые низкие — в Южной Корее (21,7%) и Казахстане (13,0%). Наконец, по показателю «знакомство с предпринимателями (наличие ролевых моделей)» Беларусь занимает 12-е место (61,3%). Страны с самыми низкими показателями — Япония (20,0%) и Египет (30,8%), а страны с самыми высокими показателями — Доминиканская Республика (82,7%) и Кипр (72,9%).


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: