Как меняются тренды на рынке минского общепита

05 июля 2022
Thinktanks.by
Экономика

После периода пика роста популярности суши-баров, на рынке Минска наблюдался уклон на европейскую кухню. Сейчас в тренде открытие объектов восточной кухни.

Эксперты NAI Belarus, которая является беларусским представительством сети консалтинговых компаний NAI Global, представили актуальный обзор и тенденции рынка общественного питания Минска.

Общие данные

Как сказано в исследовании, опубликованном belretail.by, сектор предприятий общественного питания г. Минска по состоянию на I полугодие 2022 года представлен порядка 3650 объектами.

Наиболее представленные на рынке Минска кафе и мини-кафе (их практически 1150); кофейни, бары и схожие с ними по формату заведения (свыше 840); общедоступные столовые (около 560).

Численность, ресторанов составила 171. Из них 12 имеют категорию «люкс».

Число посадочных мест свыше 175 тысяч.

Наблюдалось замедление темпов роста РТО предприятий общественного питания, но динамика сохранилась положительной (100,8%).

Доля общепита Минска составляет свыше 48% в РТО общественного питания Беларуси.

Динамика

В первом полугодии 2022 года несколько выросла доля кофеен. Это может быть как погрешность названия типа заведения при внесении в торговый реестр, так и может соответствовать действительности: в Минске в период с 2017 года начался бурный рост кофеен. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, относительно низкий барьер входа в плане финансовых затрат по сравнению с другими форматами и типами общепита.

Во-вторых, не требуется крупных площадей, что увеличивает варианты выбора помещений и позволяет избегать конкуренции за помещения с более сильными операторами крупных форматов.

В-третьих, запрос со стороны общественности. Для тех же миллениалов и «зумеров» «кофе под интернет» и кофе на вынос стали частью их стиля жизни. А следом и старшее поколение оценило прелести этой услуги, которая гораздо более привлекательна, нежели стояние с туркой у плиты. Тем более что это демократичный формат, и его могут себе позволить даже пенсионеры, для которых недоступны рестораны или кафе.

В последние несколько лет в Минске наиболее массово открывались кафе и кофейни. Под категорию кафе, особенно, мини-кафе, могут попадать не только классические кафе с достаточным количеством посадочных мест, но и компактные популярные точки продажи шаурмы (дёнеры) и иные заведения. Их не выделяют в отдельную категорию общепита, но по числу новых открытий они в лидерах.

Анализируя локации, в которых в последнее время открываются объекты, стоит отметить, что устойчивую долю занимает такое расположение, как «объект на торговых площадях магазина».

Уловив волну популярности питания в общественных заведениях, торговые сети начали формировать фуд-зоны внутри торговых залов. Это отчетливо наблюдается последние года три. В зависимости от площади магазинов это могут быть совершенно разные по размеру и уровню предложения объекты: от небольшого салат-бара с кофепоинтом до вполне масштабного фуд-корта с многообразием предложения или даже кафе самообслуживания с посадочными местами.

Спрос на услуги 

Спрос на услуги заведений общественного питания, безусловно, упал, что подтверждает замедление темпов роста РТО. Это подтверждает не только усредненная статистика рынка в целом: в приватных беседах падение посещаемости отмечают в конкретных объектах. На пике нестабильности в марте отмечалось снижение потока на 25-30%. Вызвано это было новой волной релокации, в числе которой оказалось достаточно много платежеспособных постоянных клиентов заведений.

С апреля-мая ситуация несколько стабилизировалась, поскольку упростился въезд в Беларусь граждан РФ на личном автотранспорте, действовавший из-за ковидных ограничений, а позже был разрешен безвиз для граждан стран Балтии, действие которого распространилось на всю территорию страны с возможностью посещения неограниченное количество раз. За счет этих категорий, особенно в периоды длинных выходных, заполняемость заведений общественного питания росла.

Тренды

Сейчас не стоит рассчитывать на бурное развитие общепита, но также нет повода предполагать, что будет и такое число закрытий, которое наблюдалось в период конца 2020 — начала 2021 года. Сохранились международные сетевые компании, развиваются локальные сети и одиночные объекты.

Открытия и закрытия в значительной степени будут обусловлены ротационными явлениями. Например, закроется кафе в одной концепции, чтобы спустя несколько месяцев открыться в ином формате, причем это может происходить и без смены собственника. Это было характерно и для прошлого периода, ведь новые открытия — это далеко не всегда новый объект на совершенно новых площадях: чаще всего это новый объект на площадях, уже отметившихся в сегменте. Просто теперь, когда число потребителей сократилось (итог релокации многих компаний и их высокооплачиваемых сотрудников), да и те стали более «прижимистыми и привередливыми», придется оперативнее перестраиваться под запросы клиента.

В развитии рынка ярко выражены две тенденции. Первая — это, если можно так выразиться, «восточный вектор». Нет, это не суши-бары, пик развития которых мы уже пережили. 

Причем специфика в том, что объекты открываются именно представителями данных этнических групп. Это ответ на запрос потребителей. В Беларуси довольно большая китайская диаспора, представители разных исламских государств. Все они имеют кулинарные предпочтения, которые не в состоянии удовлетворить европейский общепит. Да и среди белорусов немало поклонников восточной кухни. И кто лучше реализует проекты, как не сами представители востока?

Вторая тенденция — приход на столичный рынок наших белорусских региональных точек. Насколько успешно они вписываются в рынок? По-разному, как и местные минские заведения. Так, многие уже привыкли к латинобургерам, родом из Молодечно. Но в недавний период к ним добавился Gastropub DROVA (с барановичскими корнями). Наиболее узнаваемая в Минске региональная сеть — стильные кофейни Paragraph из Бреста. Первый объект в столице открылся еще в 2020 году, а в 2022-м в Минске — уже четыре кофейни этого бренда. И это удачный проект, популярности и посещаемости которого могут позавидовать даже местные столичные конкуренты.

Конечно, есть еще традиционная третья тенденция — развитие уже сформированных групп «рестораторов», которые планомерно открывают все новые и новые точки с разными и кухней, и концепциями, и подходами к дизайну. Их уже не провести, поэтому места, как правило, стопроцентно рабочие. Вопрос только в восприятии потребителем того или иного проекта и наличии так всеми ожидаемых туристов.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: