Молодые и образованные. Кого привлекает предпринимательство?

08 июля 2022
Сергей Полтаржицкий, Thinktanks.by
Экономика

На решение заняться предпринимательством влияют различные социально-демографические и экономические характеристики. Каковы они?

Социально-демографический портрет белорусских предпринимателей составил BEROC, проведя в 2021 году исследование по методике Глобального мониторинга предпринимательства (GEM). В нем отражены мнения более 2000 белорусов в возрасте от 18 до 64 лет — как вовлеченных, так и не вовлеченных в предпринимательские инициативы.

Возрастные показатели

Как показало исследование, частие в предпринимательских инициативах зависит от множества условий, однако возраст является важным фактором, определяющим выбор карьеры. Люди в возрастных группах 25–34 и 35–44 года оказываются наиболее активными предпринимателями, и Беларусь здесь не исключение. В 2021 году средний возраст предпринимателей варьировался в зависимости от степени их вовлеченности в предпринимательский процесс: потенциальные предприниматели (36,8 года), нарождающиеся предприниматели (38,3 года), собственники недавно созданного бизнеса (39,8 года), собственники бизнеса на ранней стадии развития (38,8 года), собственники устоявшегося бизнеса (44,1 года) и вышедшие из бизнеса предприниматели (43,3 года).

Распределение респондентов по возрастным группам также неоднородно. На когорту 25–34 года приходится наибольшая доля среди потенциальных предпринимателей (32,0%), нарождающихся предпринимателей (29,8%) и собственников недавно созданного бизнеса (25%); а когорта 35–44 года была наиболее активной группой предпринимателей среди собственников устоявшегося бизнеса (31,9%). Важно отметить, что аналогичные закономерности наблюдались и в исследовании GEM-Беларусь 2019 года.

Гендерное неравенство

Гендерная структура белорусского предпринимательства в целом соответствует ситуации в остальном мире, когда мужчины преобладают практически на всех стадиях развития бизнеса. В 2019 году 5,2% женщин и 6,4% мужчин были вовлечены в ранние предпринимательские инициативы. . За два года эти показатели возросли: в 2021 году 12,8% женщин и 14,2% мужчин были вовлечены в ранние предпринимательские инициативы. Гендерный разрыв варьируется в зависимости от стадии развития бизнеса.

Любопытным фактом является то, что среди тех, кто собирается открыть бизнес в ближайшем будущем (потенциальных предпринимателей), женщин и мужчин поровну. Среди нарождающихся предпринимателей женщин оказалось больше (53,0%), чем мужчин (47,0%).

Связано это может быть с тем, что женщины рассматривают предпринимательскую активность в качестве альтернативы, позволяющей обеспечить лучший баланс между работой и личной/семейной жизнью. Однако, на более поздних стадиях предпринимательского процесса мужчины оказываются более активны, нежели женщины. В частности, мужчины-собственники недавно созданного бизнеса (57%) или мужчины-собственники устоявшегося бизнеса (65%) представлены более широко, нежели женщины-собственники бизнеса, находящегося на аналогичных стадиях развития.

Уровень образования

Как в исследовании GEM 2019 года, так и в последнем исследовании GEM показано, что большинство респондентов получили законченное среднее и/или высшее образование. Среди потенциальных предпринимателей — тех, кто намеревается открыть новый бизнес, — у 39,4% было среднее образование, а у 49,2% — высшее.

Любопытно, что среди потенциальных предпринимателей доля лиц с высшим образованием выше, чем со средним, тогда как два года назад среди потенциальных предпринимателей преобладали лица со средним образованием. Что касается бизнеса, находящегося на ранней стадии развития, то наиболее активные предприниматели, участвующие в ранней предпринимательской деятельности в качестве нарождающихся предпринимателей (52,4%) и собственников недавно созданного бизнеса (46,0%), имели высшее образование.

Сравнение с другими

По доле потенциальных предпринимателей Беларусь занимает 16-е место (30,1%). Страны с самым высоким рейтингом — Казахстан (63,6%) и Доминиканская Республика (59,3%), а с самым низким — Польша (3,7%) и Норвегия (5,6%).

В рейтинге ранней предпринимательской активности (TEA) Беларусь занимает 20-е место (13,5%). Страны с самым низким рейтингом — Польша (2,0%) и Норвегия (3,9%), а с самым высоким — Доминиканская Республика (41,9%) и Судан (33,6%). Беларусь занимает 26-е место (5,5%) в рейтинге устоявшегося бизнеса и 18-е место (5,5%) в рейтинге выхода из бизнеса.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: