Белорусские грузоперевозчики констатируют рост затрат

14 июля 2022
Thinktanks.by
Экономика

В Беларуси постепенно ухудшается ситуация с международными автомобильными грузоперевозками – снижается как спрос на них, так и цены.

Об этом свидетельствуют данные Международной «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU». При этом, объем грузоперевозок снизился не только по европейскому направлению, существенный спад отмечается и на маршруте Россия-Беларусь, сообщили Thinktanks.by в белорусском представительстве биржи.

Так, во втором квартале 2022 года общее количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь снизилось по сравнению с первым кварталом на 7%. В годовом выражении эта цифра составила 2%. Причем динамика ухудшалась от месяца к месяцу – в июне снижение спроса составило 16%. При этом, основная доля снижения приходится именно на перевозки из России – во втором квартале 2022 года перевозки снизились на 13% (по сравнению с первым кварталом 2022 года).

«Если в первом квартале мы наблюдали резкий рост объема перевозок из России в Беларусь, то сейчас ситуация меняется кардинальным образом, – отмечает директор компании представителя «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко. – Снижение спроса на перевозки вполне объяснимо с учетом введенных санкций. Ряд производителей сейчас занят переориентацией экспорта товаров в восточном направлении. Отладка новых логистических цепочек – небыстрый процесс, но мы уже наблюдаем существенный рост спроса на перевозки в восточные страны».

Слова эксперта подтверждают данные «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU»: во втором квартале 2022 в 3,5 раза выросло количество заявок на перевозки из Казахстана, в 2,5 раза увеличился спрос на перевозки из Турции. 

Схожая картина наблюдается и в перевозках из Беларуси. Здесь сокращение по сравнению с первым кварталом составило 9%. Однако  по сравнению с прошлым годом наблюдается рост в 6%, и динамика по месяцам, напротив, положительная: весенний спад в июне сменился оживлением (+63%).

Перевозки в Россию из Беларуси сократились на 9% по сравнению с первым кварталом, просел спрос практически на всех европейских направлениях. Что касается роста, то рекордсменами здесь стали перевозки в Турцию (+409%) и в Грузию (+347%).

Ставки на данный момент больше радуют заказчиков, чем исполнителей. Во втором квартале ставки на перевозки в Беларусь выросли в годовом выражении на 23%, но упали по сравнению с первым кварталом на 3%. Ставки из Беларуси снизились в годовом выражении на 9%. При этом динамика ухудшается: еще в апреле был зафиксирован рост (+18%), в мае небольшое снижение (-5%), а в июне уже серьезное падение (-16%).

«Санкции и закрытие европейского направления для перевозчиков стало причиной переизбытка предложения на популярном российском направлении, – говорит Татьяна Солдатенко. – Это и спровоцировало падение ставок. Перевозчики оказались в сложном положении: ставки снижаются, но затраты на топливо и обслуживание техники растут».

Снижение спроса на перевозки и падение ставок в международных перевозках отчасти компенсируются положением дел на внутреннем рынке. Количество заявок на перевозки внутри Беларуси выросло во втором квартале по сравнению с первым на 25%.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: