Беларусь часто воспринимается как страна гомогенная, где регионы не имеют между собой существенных различий. Однако экономические особенности есть и они по-разному реагируют на кризисы.
Ощущение однородности Беларуси может возникнуть на контрасте с соседними странами – Россией, Украиной и Польшей, в которых регионы зачастую различаются кардинально. Тем не менее регионы Беларуси имеют значимые различия, которые проявляются в том числе в экономике.
Различия структур региональных экономик определяют отличия динамики их развития. Отрасли с разной интенсивностью реагируют на изменение рыночной конъюнктуры в период кризисов или при ажиотажном спросе, пишет "Центр новых идей".
На уровне отдельных регионов с учетом особенностей введение ограничительных мер, влияние санкций будет различаться.
под санкционным ударом оказались экспортоориентированные отрасли, поставки продукции двойного назначения, транспортно-логистическая сфера и, конечно, финансовый сектор.
Так, во-первых, следует однозначно разграничить болезненность санкций для столицы и регионов. Здесь принципиально разные структуры местных экономик, концентрация ресурсов и пластичность рынка труда. Несмотря на то, что экономика столицы более эффективная, долгосрочные последствия для Минска могут оказаться болезненнее, чем для регионов. Столичная экономика, в основе своей построенная на сфере услуг, значительной доли квалифицированного высокооплачиваемого труда и международном бизнесе, имеет, с одной стороны, определенный запас прочности, но по его исчерпании может испытать большее падение, чем региональные экономики. Высоко летать – больно падать.
Также очевидны сложности, которые возникают в районах, где расположены нефтеперерабатывающие предприятия – Полоцкий район Витебской области и Мозырский район Гомельской области. От сложностей с транспортировкой продукции страдает производство удобрений – Солигорский район Минской области и Гродненский район одноименной области. Менее чувствительными к действию ограничительных мер на начальных этапах будут сферы строительства и сельского хозяйства. Влияние санкций на региональную сферу торговли будет зависеть от динамики доходов населения (т.е. возможностей государства поддерживать платежеспособный спрос) и возможностей компаний наладить каналы поставки продукции в условиях действия торговых и логистических барьеров.
Помимо прямых ограничений, вводимых зарубежными странами в отношении белорусских отраслей или конкретных предприятий, отрицательный эффект сулят и косвенные последствия: снижение экспорта, деловой активности, инвестиционной привлекательности.
Как провинции реагируют на ограничительные меры?
Помимо прямых ограничений, вводимых зарубежными странами в отношении белорусских отраслей или конкретных предприятий, отрицательный эффект сулят и косвенные последствия: снижение экспорта, деловой активности, инвестиционной привлекательности. Так, регионы, более других зарабатывающие на успешной внешнеэкономической конъюнктуре, сильней ощутят потери снижения экспорта.
Экспортное чудо 2021-го года позволило эффективно реализовать внешнеэкономический потенциал большинства регионов. Рост поставок товаров за рубеж по областям составил от 23 % до 49 %, оказание услуг зарубежным контрагентам также увеличилось в региональном разрезе от 4 % до 46 % (за исключением Гомельской области, где в 2021-ом году имело место снижение экспорта услуг).
Если в столице, с ее более пластичной и диверсифицированной экономикой, снижение экономического потенциала будет происходить заметнее, то в регионах, где точек роста меньше, снижение потенциала роста будет видно меньше, но будет происходить не менее болезненно. Выходит, что чем архаичнее производство или проще оказываемые услуги, тем они окажутся устойчивее в турбулентный период. Там, где уровень дотационности местной экономики был высоким, он высоким и останется.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.