Фото: pexels

Лев Львовский: Предсказуемость наших карьер и зарплаты по сравнению с 2021 годом не улучшилась

26 июля 2022
Регина Свиридова, Thinktanks.by
Региональный контекст
Фото: pexels

Белстат опубликовал инфографику с номинальной начисленной средней заработной платой работников в Беларуси за июнь 2022 года, которая равняется 1626,5 рублей.

Хотя номинальная заработная плата повысилась, инфляция съедает практически все повышение, объясняет экономист, эксперт исследовательского центра BEROC (Киев) Лев Львовский. В июне 2022 годовая инфляция составила 17,6% по сравнению с июнем 2021 года. Поэтому повышение зарплаты не означает улучшение уровня жизни.

Кроме того, если мы говорим об экономической жизни людей, то тут важны и другие обстоятельства, кроме голых доходов. Во-первых, на что свою зарплату могут потратить люди. В стране сейчас проблемы с логистикой, некоторые западные фирмы уходят из белорусского рынка, а значит, что рыночное разнообразие уменьшается, а вместе с ним и качество жизни.  

Во-вторых, большую роль играет уверенность в завтрашнем дне. Именно она влияет на наши долгосрочные финансовые планы. 

“Даже если вы сейчас получаете большую зарплату, но не уверены, что через месяц вас не сократят, вашу компанию не закроют, ваш завод не обанкротится, то вы не можете взять, например, ипотеку. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне очень важны. А предсказуемость наших жизней, карьер, заработной платы по сравнению с прошлым годом не улучшилась”, — говорит Лев Львовский. 

Разрыв между номинальной заработной платой в Минске и в областях остается приличный. Например, в Могилевской области средняя зарплата почти в два раза меньше, чем в городе Минске. Этот разрыв был всегда, и он не означает, что в столице жить лучше. Наша экономическая жизнь состоит не только из доходов, но и из расходов. А расходы в Минске больше. 

Традиционно лидером по заработной плате стал современный экспортоориентированный сектор услуг —информация и связь.

“Это не случайность, что в IT люди получают 4930,6 рублей, а в сельском хозяйстве 1253,2 рубля. Такие показатели говорят нам о том, куда развивается современная экономика. Наше же государство постоянно хочет развивать сельское хозяйство и промышленность, то есть сферы не с самой высокой заработной платой, сферы, где нет такой высокой добавленной стоимости. Поэтому постоянные попытки властей привлечь туда людей — это тоже минус нашей экономике”, — рассказывает эксперт. 

В июне произошел спад ВВП в секторе IT. Лев Львовский утверждает, что рано судить о падении целой сферы лишь по одному месяцу, но признает, что все факторы для неутешительного прогноза у нас есть. 

“Сейчас у нас вышли предварительные данные за июнь по росту ВВП и это чуть ли не первый раз, когда резко затормозился рост сектора IT. Судить по месячным данным — это не очень верно. Но тем не менее, это тревожный звонок. Если в июле и августе мы увидим низкие цифры роста IT, то это будет означать серьезный перелом тренда и конец победоносного шествия белорусского IT”, — дает свое заключение экономист. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: