Среди стран с самым низким имущественным неравенством Беларусь заняла четвертое место, свидетельствуют данные Всемирного банка за 2021 год.
Еще меньшее неравенство зафиксировано только в Словении, Чехии и Словакии. Самая глубокая пропасть в доходах между богатыми и бедными — в ЮАР (63 %), Намибии (59,1 %) и Суринаме (57,9 %).
Насколько этот показатель важен для страны? Газета «Белорусы и рынок» узнала мнение экспертов.
Лев МАРГОЛИН, экономист и публицист:
— Когда имущественное неравенство слишком большое в богатом обществе, это, конечно, не очень хорошо, но, в принципе, приемлемо. В этом случае все люди живут на приличном уровне, а не влачат жалкое существование. Имущественное неравенство в бедном обществе намного хуже сказывается на людях.
В Беларуси низкое имущественное неравенство как раз в бедности. Да, у нас самые богатые люди не в сотни или тысячи раз богаче, чем самые бедные, но наши богатые по мировым меркам не являются богатыми, а наши бедные вынуждены ежедневно думать и искать пути, как заработать себе на пропитание. Если в этом рейтинге Беларусь занимает четвертое место, то, наверное, на первом должна была быть Северная Корея.
Не вижу смысла сравнивать, во сколько раз богатые богаче бедных. Важнее отсутствие бедных людей, чем минимальная разница между бедными и богатыми. Пусть в моей стране будут десятки миллиардеров, лишь бы не было нищих.
Добиться минимального неравенства можно двумя способами: богатых сделать беднее или бедных сделать богаче. И в том и в другом случае разница будет сокращаться, но в тех странах, где борются с бедностью, а не с неравенством, развитие идет более быстрыми темпами.
Я также не считаю, что в обществе с минимальным неравенством люди чувствуют себя более комфортно. Илон Маск, Джефф Безос и многие другие самые богатые люди мира добились богатства своим умом и трудом. Таким людям не завидуют, а если и завидуют, то белой завистью. Такие люди являются примером для всех.
А вообще, общество само должно решать, какими должны быть приоритеты. Демократия для того и существует, чтобы методом проб и ошибок, в ходе споров и дискуссий искать золотую середину, когда страна успешно развивается, умные люди не убегают из нее, а бедность сокращается.
Ирина НОВИКОВА, заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития БГТУ доктор экономических наук, профессор:
— Я считаю, что небольшой разрыв между низкодоходными и высокодоходными группами населения — это очень хороший показатель. Большое неравенство в доходах ведет к социальной нестабильности и росту преступности. Мы можем это видеть на примере латиноамериканских стран или даже России. А ведь любой человек хочет свободно гулять по улицам и жить в безопасности.
Я помню, когда развалился Советский Союз, в Беларусь стали приезжать западные консультанты. Их основные советы сводились к тому, что нам ни в коем случае нельзя допускать большого разрыва в доходах между бедными и богатыми и высокого уровня безработицы. Больше всех об этом говорили шведы и немцы.
Безусловно, уравниловки быть не должно. Но и большого разрыва в доходах допускаться нельзя. Во многих европейских странах высокодоходная группа может получать максимум в шесть раз больше, чем низкодоходная. В США допускается больший разрыв в доходах, но и американцы уже больше склоняются к социальности. Вообще, сейчас весь мир движется к социальности.
Я не думаю, что в обществах с большой разницей в доходах богатые своим примером стимулируют низкодоходную группу работать больше и лучше, мотивируют их получать образование. Посмотрите на латиноамериканские страны: там очень много богатых людей и в то же время существуют многочисленные неблагополучные районы. Жители фавел прекрасно понимают, что работой в такой стране богатство не нарастишь, гораздо легче сбиться в банды и грабить. Такая же ситуация была у нас в 90-х годах. Пример богатого может вдохновить только идеального человека. Большинство же людей неидеальны и думают совсем по-другому. Поэтому со стороны государства очень важно не допускать большого разрыва в имущественном неравенстве граждан.
Наталья РЯБОВА, директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA:
— Во-первых, я бы хотела отметить, что этот рейтинг составляется на основании официальных данных о доходах. Это значит, что в тех странах, где велик теневой сектор экономики или не очень достоверная статистика, данные хуже отражают реальность в смысле доходов людей, и, соответственно, этот список может быть перекошен.
Но так или иначе даже по субъективным ощущениям можно сделать вывод, что в Беларуси имущественное расслоение не такое сильное, как во многих других странах. Мало супербогатых людей, чтобы они влияли на такую статистику, и относительно мало очень бедных.
Как к этому относиться? В некоторой степени это вопрос идеологический, то есть зависит от того, какую страну и какую систему вы считаете идеальной. Если ваши взгляды близки к социал-демократическим и вы мечтаете построить из Беларуси условную Швецию, то логично, что вы будете радоваться такому показателю и работать над его улучшением. Если вам ближе взгляды либеральные или либертарианские, то вы будете аргументировать, что надо работать не над уравниловкой, а над возможностями для людей, и что страна будет терять лучшие таланты, потому что они захотят стать богатыми в условной Америке, а не средним классом в условной Швеции с высокими налогами.
И тот и другой взгляд совершенно нормальны, и в разных странах этот спор — один из животрепещущих диалогов в политической жизни. Например, на нем основаны решения о плоском (как у нас сейчас) либо прогрессивном подоходном налоге. Разные стороны считают разные решения этого вопроса наилучшими и спорят по этому поводу. И различные процедуры и институты позволяют учесть мнение разных групп в обществе, сформулировать и принять решение, приемлемое для большинства в этом обществе. В развитых странах гражданское участие — важная часть процедуры принятия любого общественно значимого решения.
Не думаю, что для белорусов разница в доходах сейчас является основным фактором, влияющим на их мироощущение. Есть другие базовые ценности и потребности, которые стоят на повестке дня и волнуют белорусов гораздо больше.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.