Эскалация и деэскалация. Что происходит в сфере региональной безопасности?

09 августа 2022
Тhinktanks.by
Региональный контекст

Эскалация напряженности в Восточной Европе происходит как в военной, так и в политико-дипломатической и экономической плоскостях. Попытки деэскалации малочисленны и почти незаметны.

Об этом говорится в новом проекте Совета по международным отношениям «Минский диалог» - «Точки над У». В нем обсуждаются ключевые процессы и анализируются главные события, произошедшие в сфере региональной безопасности за прошедший месяц.

Thinktanks.by приводит выдержки из первого выпуска проекта «Точки над У».

Динамика на фронтах 

С начала апреля российское наступление сконцентрировалось на Донбассе и черноморском побережье Украины. Происходит медленное, но методичное продвижение войск России с использованием тактики «катка», что подразумевает масштабное уничтожение военной инфраструктуры и живой силы украинской армии без попыток быстрого прорыва и захвата крупных городов. Продвижение опирается на логистическую инфраструктуру на юге (Крым) и востоке (Донбасс и прилегающие области России). Также география наступательных действий, очевидно, определяется ключевыми интересами Москвы и производными от них военными целями: необходимостью занять всю территорию Донбасса (Луганской и Донецкой областей) и побережье Азовского и Черного морей. Последнее призвано обеспечить безопасный сухопутный коридор в Крым и лишить Украину выхода к морю или, как минимум, значительно его ограничить, что в будущем должно снизить для России угрозы со стороны военно-морских сил НАТО.

При этом заметно стремление России сдерживать боевую активность подальше от границ НАТО, хотя Москва имеет возможности для более массированного наступления, в том числе со стороны Крыма. Вероятно, российское командование пока хотело бы минимизировать риски, связанные с активными боевыми действиями в западных областях Украины.

Возрастающие объемы поставок Украине западного вооружения, а также все более серьезные боевые характеристики поставляемого оружия, безусловно, оказывают влияние на динамику на фронтах и тактические решения воюющих сторон. Однако пока нет достаточных оснований констатировать, что западное вооружение кардинально изменило ход войны.

Россия по-прежнему проводит военную операцию в «экономном режиме», то есть без масштабной мобилизации и перевода экономики на военные рельсы.

Прямая милитаризация

Эскалация напряженности в Восточной Европе происходит как в военной, так и в политико-дипломатической и экономической плоскостях.

Страны Запада все больше втягиваются войну в Украине. По расчетам немецких аналитиков, треть имеющегося у Украины тяжелого вооружения уже составляют западные системы (к слову, страны НАТО передали Киеву и немало техники советских образцов). При этом некоторые государства НАТО намерены продолжать масштабные поставки вооружений и боеприпасов, а также осуществлять подготовку украинских специалистов. К тому же, в Украине воюет значительное количество западных волонтеров/наемников.

«Невоенная» эскалация

После выдвинутого Москвой ультиматума «из-за транспортной блокады Калининграда» Еврокомиссия выпустила разъяснения, которые позволили возобновить транзит российских грузов в Калининград железнодорожным транспортом, хотя Литва выступила против.

Несмотря на позитивное разрешение ситуации с железнодорожными перевозками здесь и сейчас, проблема калининградского транзита остается одной из наиболее взрывоопасных тем в регионе Восточной Европы и в отношениях России и Запада.

Дополнительно она отягощается военным фактором Сувалкского коридора. Более того, у российских элит сформировалось восприятие Литвы как «главного провокатора» в регионе, что еще больше повышает риски будущей эскалации.

Серьезные проблемы возникли с морским транзитом Беларуси и России. Препятствия для российской логистики на Балтийском море связаны с закрытием глубоководных портов ЕС (мелководные российские порты на Балтике не могут принимать большегрузные судна). Из доклада Роттердамского порта, крупнейшего в Европе, следует, что отгрузка и прием контейнеров в Россию или из России фактически не производятся. Символом лишения России балтийского «окна в мир» стало закрытие российского генконсульства в Клайпеде.

К эскалационным действиям невоенного характера можно отнести введенные Польшей, Литвой и Латвией существенные ограничения пропускной способности пунктов пропуска на границе с Беларусью.

Решения Мадридского саммита НАТО

В ответ на «новую реальность в области безопасности» «трансформационный» саммит НАТО в Мадриде кардинально усилил присутствие альянса на юго-востоке Европы. Уже имевшиеся в рамках «расширенного передового присутствия» батальонные боевые группы в трех странах Балтии, Польше, Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии будут расширены до бригадного размера. Численность сил быстрого реагирования НАТО повысится с 40 до более 300 тыс. человек, и будут проработаны подробные планы оперативного усиления на случай военных действий. Это подразумевает передовое складирование техники, вооружений, боеприпасов, развертывание новых систем ПВО, оптимизацию командных структур. Вашингтон объявил об учреждении в Польше на постоянной основе штаб-квартиры 5-ого армейского корпуса США (235 военнослужащих), штаба гарнизона Армии США (35 военнослужащих и 100 гражданских лиц) и полевого батальона поддержки (41 военнослужащий и гражданское лицо).

Существенная трансформация произошла и на доктринальном уровне: НАТО приняла новую Стратегическую концепцию, которая назвала Россию «самой значительной и прямой угрозой безопасности членов альянса».

Углубление военной интеграции Беларуси и России

Вклад в раскручивание региональной спирали безопасности можно констатировать и со стороны России и Беларуси, которые углубляют военную интеграцию в рамках Союзного государства. Кремль согласился предоставить Минску ЗРК С-400, о чем Беларусь безрезультатно просила ранее. В ответ на «повышенную военную активность стран НАТО вблизи белорусской территории» Россия в ближайшие месяцы передаст Беларуси оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», которые могут применять баллистические и крылатые ракеты в обычном и ядерном оснащении. Также Россия предложила провести дооборудование имеющихся у Беларуси самолетов СУ-25, чтобы и они могли нести ядерное оружие.

Малочисленные и осторожные попытки деэскалации

На общем эскалационном фоне попытки снизить напряженность малочисленны и малозаметны. Тем не менее отметим их:

1.    Деэскалация вокруг проблемы железнодорожного транзита в Калининград.
2.    Решение Беларуси возобновить на паритетной основе верификационную деятельность в рамках договоров по контролю над вооружением.
3.    Приглашение Министерства обороны Беларуси в адрес аккредитованных и базирующихся в Беларуси иностранных военных атташе (в том числе из 5 стран-членов НАТО) посетить белорусско-украинскую границу.
4.    Продолжение безвизового режима для граждан сопредельных с Беларусью стран НАТО и ЕС, что, помимо прочего, повышает транспарентность.
5.    Не анонсированное публично сокращение количества польских войск на границе с Беларусью.
6.    Соглашения о вывозе украинского зерна между Украиной и Россией при посредничестве ООН и Турции.
7.    Минимальное ослабление западных санкций против России на фоне невозможности полностью изолировать Москву от системы международных политических и экономических отношений.

Факт таких попыток позитивен, однако их перспективы пока скромны. На военном и дипломатическом уровнях практически отсутствует полноценная коммуникация даже в рамках имеющихся международно-правовых инструментов. 


 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: