Выросшие расходы могут обанкротить транспортников

10 августа 2022
Экономика

Рынок могут покинуть до 12% мелких игроков из Беларуси. Даже средним транспортным компаниям теперь будет сложно встроиться в международные цепочки.

По данным транспортно-логистического холдинга «Транзит», цены на запчасти и расходные материалы выросли в среднем на 78% по сравнению с февралем 2022. Это грозит отрасли убытками и проблемами с обновлением парка, пишет probusiness.io.

Кроме падения ставок компании столкнулись с увеличением себестоимости перевозок. По словам аналитиков компании «Первый Бит. Брест» , это происходит из-за удорожания страхования и роста инфляции. Ситуация на рынке в Беларуси может привести к сокращению количества мелких перевозчиков. Им будет выгоднее стать частью крупной компании, сдав свою машину в пользование. Рынок могут покинуть до 12% мелких игроков (с автопарком менее 10 машин).

А некоторые компании, наоборот, оказались в очень выгодных условиях. Например, «Транзит», получившая разрешение на использование собственных складов временного хранения в качестве зоны для осуществления комплекса складских услуг для перегрузки и перецепки тягачей. Также компания повысила эффективность с помощью инвестиций в автоматизацию.

С приходом санкций транзитные маршруты резко усложнились.

Россия в 6 раз расширит пропускную способность пункта пропуска «Верхний Ларс» на границе с Грузией. А после того, как весной 2022-го власти Литвы ограничили использование терминала для калийных удобрений в Клайпеде, где белорусская компания являлась акционером, идет работа по новым схемам поставок с помощью российских партнеров. А позже ожидается и строительство белорусских портов на территории РФ, где Беларусь сможет грузить свои грузы.

Также сейчас растет грузопоток через Турцию. Через эту страну идут многие санкционные товары в Россию и Беларусь: перевозчики RUS, EU, TR создают компании-прокладки, через которые идут потоки товаров из EU в RUS. Есть разные схемы доставки: Стамбул/Самсун-Новороссийск (паром), TR-RUS (через Грузию).

Изменилась и логистическая цепочка для товаров из Китая, которые идут в Европу. Основное изменение касается схемы работы с грузами. Тягач на российских или белорусских номерах доставляет прицеп в приграничный транспортно-логистический центр или сервисную зону ряда объектов инфрастуктуры «Белтаможсервиса» и трех складов временного хранения «Брествнештранса», «Белимпортторга», «Транзита». А оттуда тягачи с европейскими номерами будут доставлять прицеп в пункт назначения на территории ЕС.

Таким образом, Беларусь останется важным связующим звеном между Западом и Востоком, несмотря на изменения в логистической цепочке товаров. Рынок логистических компаний, которые осуществляют перевозку между странами, уже поделен. К сожалению, для компаний средних размеров даже при наличии парка от 30 машин, но не имеющих дочерних компаний, вступить в число международных перевозчиков в текущий момент будет непросто, считают эксперты рынка.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: