Белорусские грузоперевозки переключаются на внутренний рынок

11 августа 2022
Thinktanks.by
Региональный контекст

Казахстанские перевозчики стали больше возить из страны, российские – в страну, а белорусы колесят по родине.

Логистические рынки Беларуси и России всегда были тесно связаны. А после закрытия европейских границ весной 2022 в эту связку попали и перевозчики Казахстана. Как введение санкций отразилось на сфере грузоперевозок трех стран и как эти изменения повлияли друг на друга? Директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко проанализировала данные. Этим анализом компания поделилась с Thinktanks.by.

Беларусь лидирует по росту внутренних грузоперевозок

Если говорить о внутренних рынках, то, по данным “Биржи грузоперевозок ATI.SU”, сильнее всего ситуация с санкциями и закрытием границ отразилась на белорусском грузопотоке. Во втором квартале спрос на перевозки внутри страны вырос на 25%. На российском рынке рост оказался несколько скромнее – 19%. В Казахстане же ситуация поменялась не сильно – улучшение спроса незначительное.

“Такой рост спроса на внутренние перевозки в Беларуси и в России логичен и обусловлен снижением объемов грузопотока в страны Европейского союза, – комментирует данные директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко. – Для белорусских перевозчиков катализатором переориентации на свой рынок стало еще и падение ставок на перевозки в Россию из-за возросшей конкуренции. Перевозчиков Казахстана запрет на въезд в ЕС не коснулся, поэтому и существенных изменений на внутреннем рынке страны не произошло”. 

Казахстан больше всех нарастил экспортный грузопоток
Однако, совсем иначе выглядит ситуация с экспортными перевозками. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в апреле-июне рост грузоперевозок из Казахстана в другие страны составил 270%. В годовом выражении положительная, хоть и не сравнимая с казахстанской, динамика сохранилась и в Беларуси (+6), и в России (+15%). Если же сравнивать кварталы 2022, то цифры следующие – минус 9% в Беларуси, минус 7% в России и плюс 136% в Казахстане. 

“Быстрая переориентация белорусов и россиян на восточные направления не позволили кривой спроса упасть еще ниже. – отмечает Татьяна Солдатенко. – Рекордно быстрое наращивание объемов перевозок с азиатскими странами частично компенсировало “просевшее” европейское направление. Потому в годовом выражении мы все равно вышли в плюс. Перевозки же из Казахстана, которого не коснулись ограничения, начали резко набирать обороты”. 

И наиболее серьезный вклад в этот казахстанский рост внесли как раз-таки российское и белорусское направления – +138% и +158% соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

“Всплеск популярности направлений Казахстан-Беларусь и Казахстан-Россия объясняется еще и тем, что на казахстанский рынок стали массово переходить российские и белорусские компании, – считает эксперт. – Крупные игроки рынка открыли здесь свои представительства, чтобы иметь возможность работать без ограничений со странами ЕС”. 

В России вырос спрос на импортные автоперевозки 

Что касается импортных автоперевозок, то здесь рекорды ставит Россия. Спрос на перевозки в РФ из других стран во втором квартале 2022 года по сравнению с первым составил +45%, а в годовом выражении – +53%. В то время как в Беларуси эти показатели немного снизились – грузопоток из других стран во втором квартале уменьшился на 7% по сравнению с первым и на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Казахстане перевозки из других стран сохранили прошлогодний уровень и показали положительную динамику, если сравнивать с первым кварталом. 

“Но надо понимать, что рост автомобильных грузоперевозок из других стран в Россию не значит увеличение импорта в эту страну, – отмечает директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко. – Здесь скорее речь о компенсации автомобильным транспортом морских перевозок”. 
Значительную же роль в снижении грузопотока в Беларусь, по данным "Биржи грузоперевозок ATI.SU“, сыграла Россия. Спрос на перевозки из России в Беларусь во втором квартале 2022 года по сравнению с первым снизились на 13%.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: