В магазинах стала исчезать охлажденная рыба: в чем причина?

22 августа 2022
Экономика

После пандемии доставка морем стала дорогой, из-за санкций затянулась дорога по европейской земле, а из Турции форель теперь не привезешь через Украину. Все это влияет на стоимость.

Ассортимент рыбы в магазинах начал сужаться еще во время пандемии, к весне нынешнего года проблема стала заметнее, а теперь и вовсе некоторые продукты, особенно свежая охлажденная рыба, стали исчезать с прилавков.

Как объяснили изданию Оfficelife игроки рынка, возникли сложности с поставкой рыбы в Беларусь.

Крупнейший импортер «Виталюр» по-прежнему поставляет рыбу из дальних стран по морю в контейнерах через порт Клайпеды.

Фрахт стал дорогим

Цены на фрахт постоянно растут. Ощутимое подорожание возникло с началом пандемии: страны вводили ограничения на экспорт, закрывались производства и порты, ощущалась нехватка рабочих рук в портах, дефицит контейнеров».

Не выправилась ситуация и сейчас: до пандемии стоимость фрахта из Китая составляла 3 тыс. долларов за контейнер, сейчас — 12,5 тыс. В моменте она иногда доходила до 15 тыс.

Из-за санкций автомобилем везти долго

Доставка от Клайпеды до Минска автомобильным транспортом стала проблемой с весны.

«Если ранее логистика от Клайпеды до Минска занимала около 2–3 дней, то сегодня груз может быть в дороге больше недели», - отмечает представитель «Виталюра» Александр Прадун.

Цены на транспортировку выросли примерно в четыре раза: в прошлом году максимальный фрахт был 1100 евро за доставку из Клайпеды 20 тонн рыбы, с апреля стал расти и доходил до 4500 евро, сейчас цена опустилась до 2600 евро.

«К сожалению, длительность этапа перевозки отражается на стоимости», - отмечает Александр Прадун.

Импортер пробовал перевозить продукт по железной дороге, но это вышло еще дороже.

Из Турции форель не может ехать в Украину

У «Виталюра» есть поставщики мороженой форели в Турции. Раньше машина из Турции на пароме переправлялась в Украину, затем ехала сразу в Беларусь, и это занимало пять дней. Сейчас маршрут выглядит так: Турция — Грузия — Азербайджан — РФ (Дагестан) — Беларусь. По такому маршруту форель может ехать 8–10 дней.

С учетом всех этих причин утрачена возможность доставки охлажденной рыбы. 

Одной из новых проблем также стала сложность с проведением оплаты. Банки многих стран не принимают платежи из Беларуси. Это значит, что исчезла возможность закупать там рыбу по прямым договорам. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: