Владимир Гельман: Траектории постсоветских государств будут расходиться все дальше и дальше

Шансов восстановить механизмы взаимодействия на постсоветском пространстве практически не осталось.

Правительство Азербайджана поддержало территориальную целостность Украины. Казахстан заявил о том, что не признает независимость Луганской и Донецкой народных республик. В Армении прошли акции как в поддержку Украины, так и в поддержку России. 

Как изменились траектории политического и экономического развития постсоветских стран после 24 февраля? О каких долгосрочных тенденциях можно говорить уже сейчас? Что будет с сотрудничеством бывших республик СССР? Своей точкой зрения по этим вопросам с газетой «Белорусы и рынок» поделился профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) и университета Хельсинки кандидат политических наук Владимир ГЕЛЬМАН.

— Постсоветское пространство сегодня утрачивает релевантность как нечто целостное. Ряд государств старается от него дистанцироваться и искать других партнеров за пределами постсоветского региона и/или налаживать связи внутри региона, минуя Россию. Думаю, что шансы на восстановление механизмов взаимодействия на постсоветском пространстве, имевших место до 24 февраля 2022 года, близки к нулю. Перспективы дальнейшего развития сегодня совершенно неясны, поскольку они во многом зависят от хода боевых действий на территории Украины. Думаю, однако, что траектории постсоветских стран со временем будут расходиться все дальше и дальше. Такие организации, как ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, скорее всего, сохранятся, но их значимость будет снижаться.

Происходит передел глобального энергетического рынка, и стоит ожидать, что он затронет и страны СНГ. Вероятно, для тех стран, которые зависят от российских поставок, мало что изменится, но со временем все более значимую роль в поставках сырья в регионе и в мире будут играть Азербайджан и Казахстан.
Страны Центральной Азии, скорее всего, будут и далее ориентироваться на поставки своей сельскохозяйственной продукции в Россию, особенно на фоне ухода с российского рынка европейских компаний. Однако в других секторах экономики замещение европейских компаний центральноазиатскими едва ли даст ощутимый эффект российской экономике.

Правительство США включило Казахстан и другие страны Центральной Азии в список стран, через которые в Россию могут попасть санкционные товары. Скорее всего, эти страны не захотят нарываться на вторичные санкции и потому едва ли будут нарушать требования США. Вместе с тем не исключаю, что какой-то поток серого импорта будет идти транзитом через Казахстан из Китая (хотя и китайский импорт в Россию упал по тем же причинам — из-за угрозы вторичных санкций).

Скажутся ли санкции в отношении России на трудовых мигрантах и их родных странах? Нужно сказать, что трудовая миграция в России зависит не столько от санкций, сколько в целом от состояния российской экономики. Сегодня она переживает заметный спад, что отражается на трудовой миграции. Пока рано говорить о том, насколько глубоким и длительным окажется спад, и рано строить какие-либо прогнозы в этой связи.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: