Три сценария пенсионных реформ в Беларуси

03 октября 2022
Александр Войтович, Thinktanks.by
Экономика

Волшебной таблетки от проблем и дефицита пенсионной системы не существует, убеждены экономисты, а потому рассматривают несколько вариантов дальнейших действий в этой сфере.

Эконономисты BEROC Катерина Борнукова и Лев Львовский в своем исследовании рассмотрели основные сценарии пенсионных реформ в Беларуси: 1) продолжение практики увеличения пенсионного возраста при сохранении консолидированной пенсионной системы; 2) варианты перехода на смешанную пенсионную систему, где некоторая часть отчислений продолжит идти на солидарную пенсию, а оставшаяся — на накопительную пенсию; 3) комбинация двух подходов.

Сценарий 1. Повышение пенсионного возраста

В сценарии 1 смоделированы потенциальные эффекты от увеличения пенсионного возраста и уравнивания возрастов выхода на пенсию для мужчин и женщин. График 2 демонстрирует симуляции трёх сценариев при которых пенсионная система остаётся консолидированной, а коэффициент замещения остаётся на уровне 2019 года (39%). Как следует из графика, простое выравнивание пенсионных возрастов до 63 лет (сценарий 63-63) не решает проблему в долгосрочной перспективе. Даже сценарий, при котором пенсионные возраста женщин и мужчин будут равны 65 годам, не способен полностью решить проблему дефицита. При этом сценарий 65-65 вряд ли можно считать приемлемым, так как средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси и так не превышает 70 лет.

Сценарий 2. Накопительный компонент

Стандартным решением проблемы дефицита пенсионного фонда при сокращающемся и стареющем населении в мире является введение накопительного компонента пенсии. В таком случае часть пенсионных накоплений отчисляются на специальные накопительные счета, и, выходя на пенсию, налогоплательщик получает часть пенсии из консолидированной системы и часть — исходя из того, что было накоплено (и преумножено в ходе инвестиций) на его персональном накопительном счёте.

При введении накопительного компонента часть пенсионных отчислений, идущих на накопительные счета граждан, будут выпадать из доходной части бюджета солидарных пенсий. Это означает что в переходном периоде образуется избыточный дефицит ФСЗН. В долгосрочном периоде этот дефицит будет частично или полностью компенсироваться за счёт уменьшения расходной части ФСЗН. График 3 показывает приведённый к настоящему дню суммарный дефицит ФСЗН до 2100 года в зависимости от доли пенсионных отчислений, идущих на накопительную часть. Эффективный процент зарплат, которые граждане Беларуси отчисляют в пенсионный фонд, составляет 18%. Как видно из вычислений, представленных на графике 3, оптимальной, с точки зрения приведённого дефицита бюджета, долей отчислений в накопительную часть является 1/3.

Сценарий 3. Комбинирование двух подходов

График 4 представляет сравнение дефицитов ФСЗН при сценарии, когда пенсионные возраста мужчин и женщин будут приведены к 63 годам, и при сценарии, когда в дополнение к этому будет введен накопительный компонент равный трети отчислений в ФСЗН. Как мы видим, сценарий, предполагающий реформу, действительно резко повышает дефицит ФСЗН в самом начале, зато помогает избежать кризиса 2055 года, а ко второй половине века ФСЗН и вовсе становится профицитным.

Как считают экономисты BEROC, волшебной таблетки от проблем и дефицита пенсионной системы не существует. Поэтому решение проблемы должно будет задействовать сразу несколько инструментов одновременно, охватывая различные сферы, связанные с пенсионной системой. В частности, необходимы будут усилия в следующих направлениях:

Повышение пенсионного возраста. Эта непопулярная мера неизбежна, однако учитывая частичное повышение возраста, проведенное в 2017-2022, позволяет в дальнейшем повышать пенсионный возраст только для женщин. При реализации этой политики нужно понимать ее несправедливость в глазах плативших всю жизнь социальные взносы, и соответственно выстраивать коммуникацию.

Создание обязательной накопительной системы. Создание обязательного накопительного компонента не требует высокого доверия на старте, однако его прозрачность и независимое качественное управление станет залогом для успеха добровольных пенсионных накоплений. Критически важным также является неприкосновенность фонда и его независимость, закрепленные на законодательном уровне. Кроме того, фонд должен вкладывать в хорошо диверсифицированный портфель, в том числе минимизируя страновые риски, а это значит, что вложения в белорусские активы (особенно государственные облигации) должны быть регуляторно ограничены.

Создание условий для развития добровольной накопительной системы. Добровольный накопительный компонент можно развивать одновременно с обязательным, стимулируя его налоговыми льготами.

Подробный аудит существующей пенсионной системы, в частности особых пенсий. Все особые правила и исключения должны быть пересмотрены, что не означает их автоматической отмены. Система пенсионных преференций должна стать прозрачной и понятной для всех.

Расширение налоговой базы для сохранения распределительного компонента. При этом речь не может идти о повышении взносов, скорее наоборот, стоит рассмотреть возможность их снижения для расширения базы путем борьбы с серыми зарплатами, созданием стимулов для продолжения работы после достижения пенсионного возраста, условий для совмещения родительства и участия на рынке труда.

Поиск источников финансирования переходного дефицита. Ни один из сценариев реформ не решает проблемы дефицита в ближайшие 30 лет. Поиск источников финансирования должен быть многосторонним. Отчасти дефицит может быть профинансирован из бюджета. Другим источником финансирования должно стать сотрудничество с международными организациями, с дальнейшим рефинансированием долга через частные заимствования на международных рынках.

Экономисты отмечают, что солидарный компонент позволит выполнить важную социальную роль пенсий, обеспечивающую безбедную старость; а также сохранить справедливость и права тех, кто всю жизнь платил пенсионные взносы в распределительную систему. Оба накопительных компонента, по мере развития, дадут возможность жителям Беларуси делать надежные накопления на старость, параллельно восстанавливая справедливую связь между отчислениями и уровнем жизни на пенсии.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: