Автодилеры отмечают расцвет в Беларуси «серого» рынка

07 октября 2022
Thinktanks.by
Экономика

Продажи новых легковых автомобилей через дилерские центры в сентябре составил всего лишь 374 автомобиля. В то же время растут неофициальные каналы поставки новых или почти новых авто.

По сравнению с началом осени прошлого года спад в сентябре 2022 года составил 90,4%, сообщает Белорусская автомобильная ассоциация (БАА).

При том что в прошлом году такое количества продавала только одна любая массовая марка авто, подчеркнул Сергей Самойло, исполнительный директор автомобильного холдинга Атлант‐М. А в 2019 году продажи одной марки (например, Volkswagen, Kia или Geely) могли достигать 700 единиц.

В сентябре продолжилась тенденция последних месяцев — с начала лета лидером продаж является марка Geely. В сентябре было реализовано 115 автомобилей этого бренда. По итогам 9 месяцев 2022 г. на рынке лидирует марка LADA – с результатом 3 573 автомобилей.

Расцвет «параллельного импорта»

374 автомобиля – это лишь продажи по официальным источникам. Серый рынок может быть больше в условиях санкций и ухода с большинства марок.

«Очевидно, что львиная доля нынешних продаж новых (или почти новых, с небольшим пробегом) автомобилей – это те поставки, которые мы называем параллельным импортом, которые закупаются уже по другим каналам и привозятся в Беларусь с усложненной логистикой и другим ценообразованием. Количество таких поставок может в разы превышать официальные. И реальный объем рынка может быть и в два‐три раза выше», - отметил Сергей Самойло.

 По его словам, на рынке выросло число посредников, которые предлагают привезти автомобиль – и с пробегом, и новый (почти новый) под заказ.

«На дорогах я наблюдаю все больше автомобилей китайских брендов или моделей, которые раньше не продавали официальные дилеры (предназначены для других рынков). Это та реальность, в которой мы живем. Также возросло количество электромобилей, которые пока что отсутствуют в каналах официальных поставок в принципе (кроме Geely, стартовавшей продажи Geometry C, но пока не вышедшей на запланированный объем производства)», - отметил эксперт.

Если возвращаться к официальным данным, то, по его прогнозам, продажи на рынке РБ в первом полугодии 2022 года и во втором полугодии 2022 года будут различаться в разы. И структура рынка по маркам зависит не столько от спроса, сколько от наличия и предложения.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: