Можно ли выйти из демографического кризиса?

19 октября 2022
Сергей Погоржельский, Thinktanks.by
Общество

Депопуляция в Беларуси началась в 1990-е годы и продолжается до сих пор. Как можно изменить ситуацию в сфере рождаемости?

Об этом идет речь в новом исследовании BEROC «Семейная политика в условиях «нерождаемости». 

Демографическое развитие Беларуси сейчас происходит по негативному сценарию: естественная убыль населения продолжается уже почти 30 лет, а пандемия COVID‑19 привела к скачку смертности от коронавирусной инфекции и ее осложнений, что ускорило процесс депопуляции. Рождаемость, за счет которой компенсируется естественное выбытие, после непродолжительного периода роста стабильно снижается как в силу фундаментальных причин (сокращение численности женщин в репродуктивном возрасте), так и под влиянием других факторов, в том числе связанных с возросшей под влиянием внутренних и внешних шоков неопределённостью.

Как говорится в исследовании, отложенная рождаемость, сжатие календаря рождений, миграционный отток усугубляют снижение рождаемости и влияют на режим воспроизводства в целом. Конъюнктурные изменения рождаемости (рост за счет мер поддержки в 2007 -2016 гг., снижение под воздействием текущих шоков) нарушают процесс естественного замещения поколений и создают риски для будущего демографического развития страны. Государственная поддержка семей с детьми оказывает серьезное воздействие на решение о рождении детей. Однако действующая модель патерналистской семейной политики имела ограниченный период демографической эффективности, который закончился в 2016 году.

Как считают исследователи, возможные изменения семейной политики могут привести к позитивным изменениям (прекращение спада и последующая стабилизация показателей рождаемости) в случае трансформации существующей модели в сторону повышения её гибкости и адаптивности к потребностям семей.

Переходная модель

На взгляд авторов исследования, внедрение переходной — вариативной — модели, включающей привычные меры поддержки и альтернативные варианты их реализации, может быть наиболее приемлемым способом изменения дизайна семейной политики в Беларуси. Этот процесс может проходить в два этапа.

Первый этап — пересмотр дизайна существующих мер и расширение вариантов их применения в соответствии с потребностями семей; проведение постоянного мониторинга востребованности альтернативных уже имеющимся вариантов и анализ их восприятия со стороны целевых групп; оценка вклада мер поддержки в изменение рождаемости.

Второй этап — продвижение «успешных» практик, формирование и укрепление позитивного восприятия нововведений, закрепление эффективных мер поддержки в качестве приоритетных. Повышение гибкости ряда компонентов государственной поддержки семей с детьми позволит за относительно короткий период времени адаптировать её к потребностям семей.

Предлагаемые меры семейной политики

  • Переформатирование отпуска и пособий по уходу за ребенком. Ввести гибкую систему предоставления отпуска по уходу за ребенком, при которой семья может выбирать приемлемый вариант продолжительности (2 или 3 года) при условии пропорционального увеличении пособия.
  • Переконфигурировать структуру детских дошкольных учреждений. В крупных городах предлагается реализовать практику открытия ясельных групп для детей в возрасте 1–2 лет на базе существующих детских садов, обеспечив при этом специальную подготовку воспитателей и помощников воспитателей для работы с этой возрастной группой.
  • Корректировка дизайна отцовского отпуска.
  • Для отцовского отпуска альтернативой неоплачиваемому четырнадцатидневному периоду может быть предоставление возможности удаленной работы либо изменение графика рабочего времени в соответствии с потребностями работника.
  • Еще одним вариантом, который в перспективе мог бы способствовать укреплению позитивного восприятия разделения отпуска по уходу за ребенком между родителями, может стать использование в качестве отцовского отпуска 14 дней из оплачиваемого периода отпуска по уходу за ребенком, который используется матерью. Если такая практика станет востребованной со стороны семей, в последующем периоде можно рассмотреть возможность введения обязательной отцовской части отпуска по уходу за ребенком, которая в случае отказа отцов от ее использования будет вычтена из общего периода этого отпуска.
  • Для женщин 40–44 и 45–49 лет обеспечить меры поддержки, связанные с пролонгацией периода активной репродукции за счет сохранения репродуктивного здоровья.
  • Наличие и доступность медицинских услуг, позволяющих семьям решать проблемы бесплодия, а также расширение материальной поддержки семей при осуществлении процедуры ЭКО, также способны обеспечить дополнительный вклад в увеличение рождаемости в Беларуси.

На взгляд авторов исследования, предлагаемые меры семейной политики приведут к позитивным демографическим изменениям в Беларуси при условии активного продвижения повестки политики баланса семьи и работы в публичном пространстве.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: