Депопуляция в Беларуси началась в 1990-е годы и продолжается до сих пор. Как можно изменить ситуацию в сфере рождаемости?
Об этом идет речь в новом исследовании BEROC «Семейная политика в условиях «нерождаемости».
Демографическое развитие Беларуси сейчас происходит по негативному сценарию: естественная убыль населения продолжается уже почти 30 лет, а пандемия COVID‑19 привела к скачку смертности от коронавирусной инфекции и ее осложнений, что ускорило процесс депопуляции. Рождаемость, за счет которой компенсируется естественное выбытие, после непродолжительного периода роста стабильно снижается как в силу фундаментальных причин (сокращение численности женщин в репродуктивном возрасте), так и под влиянием других факторов, в том числе связанных с возросшей под влиянием внутренних и внешних шоков неопределённостью.
Как говорится в исследовании, отложенная рождаемость, сжатие календаря рождений, миграционный отток усугубляют снижение рождаемости и влияют на режим воспроизводства в целом. Конъюнктурные изменения рождаемости (рост за счет мер поддержки в 2007 -2016 гг., снижение под воздействием текущих шоков) нарушают процесс естественного замещения поколений и создают риски для будущего демографического развития страны. Государственная поддержка семей с детьми оказывает серьезное воздействие на решение о рождении детей. Однако действующая модель патерналистской семейной политики имела ограниченный период демографической эффективности, который закончился в 2016 году.
Как считают исследователи, возможные изменения семейной политики могут привести к позитивным изменениям (прекращение спада и последующая стабилизация показателей рождаемости) в случае трансформации существующей модели в сторону повышения её гибкости и адаптивности к потребностям семей.
Переходная модель
На взгляд авторов исследования, внедрение переходной — вариативной — модели, включающей привычные меры поддержки и альтернативные варианты их реализации, может быть наиболее приемлемым способом изменения дизайна семейной политики в Беларуси. Этот процесс может проходить в два этапа.
Первый этап — пересмотр дизайна существующих мер и расширение вариантов их применения в соответствии с потребностями семей; проведение постоянного мониторинга востребованности альтернативных уже имеющимся вариантов и анализ их восприятия со стороны целевых групп; оценка вклада мер поддержки в изменение рождаемости.
Второй этап — продвижение «успешных» практик, формирование и укрепление позитивного восприятия нововведений, закрепление эффективных мер поддержки в качестве приоритетных. Повышение гибкости ряда компонентов государственной поддержки семей с детьми позволит за относительно короткий период времени адаптировать её к потребностям семей.
Предлагаемые меры семейной политики
На взгляд авторов исследования, предлагаемые меры семейной политики приведут к позитивным демографическим изменениям в Беларуси при условии активного продвижения повестки политики баланса семьи и работы в публичном пространстве.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.