Индекс потребительской уверенности белорусов вырос

02 ноября 2022
Сергей Погоржельский, Thinktanks.by
Экономика

Индекс потребительской уверенности увеличился, несмотря на продолжающиеся военные действия в Украине и масштабные санкции, введенные против Беларуси и ее крупнейшего торгового партнера России.

Об этом говорится в брифе, подготовленном BEROC на основании данных трех онлайн-опросов городских жителей в возрасте 18-64 года. Первый был проведен со 2 по 8 декабря 2021 года, второй - с 19 по 25 апреля 2022 года, а третий - с 26 по 31 августа 2022 года.

Как говорится в брифе, значение индекса потребительской уверенности, включающего в себя 5 компонентов (методология Росстата), в августе 2022-го составило -23% — оно увеличилось на 5 процентных пункта по сравнению с апрелем 2022-го.

Значение индекса потребительской уверенности без учета компонента текущего состояния экономики (методология Евростата) увеличилось с -23% в апреле до -18% в августе 2022-го, что выше большинства стран Европы.

Как и прежде, оценки текущего состояния страны и личного благосостояния контрастировали с оценками будущего, в котором лишь слегка увеличилась доля оптимистичных ответов и значительно увеличилась доля тех, кто затрудняется ответить, за счет снижения доли пессимистичных ответов.

В то же время доля людей, которые в августе 2022-го говорили о снижении своих доходов за последний месяц, заметно снизилась с 52% до 43%.

Доля тех, кто потерял работу за последние две недели находилась на относительно низком уровне 3,4%, однако уровень потери работы среди друзей и знакомых — 18% — выше среднего значения при схожих показателях у потерявших работу в предыдущие периоды.

Примечательно, что смотрящие ТВ респонденты и особенно те из них, которые являются аудиторией госСМИ склонны быть более оптимистичными в своих оценках текущего и будущего состояния как экономики в целом, так и благосостояния своей семьи.

Например, 44% респондентов ответили, что пользуются телевидением в качестве медиаисточника. Несмотря на то, что доходы снизились у 42% смотрящих и у 44% несмотрящих, ситуацию в экономике данные группы оценивали по-разному: первые склонны оценивать её чаще как среднюю, в то время как вторые как плохую или очень плохую. Изменения цен группы оценивались схожим образом за исключением некоторой переоценки изменения цен у несмотрящих ТВ в категории «Выросли более чем на 20%» и недооценки у смотрящих ТВ в категории «Выросли на 5-10%».

В реальности индекс потребительских цен в августе 22-го к августу 21-го составлял 117,9%.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: