Как торговые центры переживают кризисный период

11 ноября 2022
Thinktanks.by
Экономика

Ситуация в торговой недвижимости не такая сложная, как в офисной. Посещаемость ТРЦ практически вышла на доковидный уровень, а места одних арендаторов заняли другие.

Прошедший период 2022 года отметился рядом непростых и непредсказуемых событий для сектора девелопмента торговой недвижимости и ритейла в Беларуси, пишет realt.by со ссылкой на данные консалтинговой компании «Коллиерз».

Вот некоторые из них:

  • ужесточение действовавших и ввод ряда новых экономических санкций,
  • приостановка деятельности и/или ухода с отечественного рынка ряда иностранных компаний и брендов,
  • остановка производства значительного ассортимента товаров международных компаний на расположенных в России производственных площадках,
  • усложнение и удорожание логистики с европейским регионом.

Одним из вызовов III квартала для ритейла стало вступление в силу законодательного акта, запрещающего привязку ставки арендной платы к иностранной валюте. Для рынка это было шоком, от которого участники уже оправились, но единых правил установления и индексирования ставок аренды пока не выработали, наметились лишь основные варианты выхода из ситуации, — говорят в «Коллиерз».

Проблемы удается преодолевать

В наиболее успешных торговых центрах посещаемость в III квартале 2022 года практически вернулась к уровню докороновирусного 2019 года. Динамика роста вакантности и снижения ставок аренды в торговых объектах не была значительной.

В течение года традиционные розничные сети развивались умеренными темпами, делая основной упор на развитие формата дискаунтер в целом по республике и в городе Минске. На рынке также происходили ротационные процессы, в том числе в знаковых объектах.

Спрос и вакантность

За январь-сентябрь 2022 года спрос арендаторов на новые торговые площади в Минске был более «осторожным», нежели в предыдущие периоды, и был скорее связан с уменьшением размера необходимой торговой площади.

На рынке не было случаев массового отказа от торговых площадей, однако и новые открытия происходили редко. За прошедший период закрылись объекты H&M и JYSK, некоторые западные бренды из сегмента общественного питания (Hesburger и Papa John`s) прекратили работу. Однако, в скором времени место JYSK во многих локациях открылись магазины «АМИ мебель», а локальные фастфуд-операторы претендуют на профильные площади, — говорят в «Коллиерз».

Ставки аренды

В прошедший период 2022 года на рынке торговой недвижимости не было такого резкого снижения ставок, как в офисном сегменте. В течение 2022 года на протяжении нескольких месяцев наблюдалось снижение ставок в валютном эквиваленте по объектам, где арендаторы в большинстве своем уплачивали процент от товарооборота. К концу периода эта разница нивелировалась и процент от выручки оставался популярным инструментом арендных отношений.

Новые игроки

За прошедший период в городе Минске, впервые за два года, был введен один стоковый объект — торгово-развлекательный комплекс «Green Time». Сейчас в Минске на различной стадии строительства и сроком реализации в 2022—2024 годах находится более десяти проектов торговых центров с суммарной площадью более 280 тыс. кв. м.

На высокой стадии готовности находится ТРЦ Minsk City Mall в границах улиц Толстого — Рабкоровской — Вокзальной — Дружной общей площадью 49 тыс. кв. м и полезной 32 тыс. кв. м, запуск которого в эксплуатацию ожидался в конце лета текущего года. В октябре ввели следующую очередь реконструкции ТРЦ Expobel площадью 34 тыс. кв. м. Ожидавшееся в текущем году открытие ТРЦ «Галерея Сеница» переносится на середину 2023 года.

Ввод новых площадей до конца 2022 года, по прогнозу, должен добавить к стоку еще 66 тыс. кв. м, и с учетом введенного ТРК Green Time к концу 2022 года составит 79 тыс. кв. м, выведя общий показатель стока современной торговой недвижимости в Минске на уровень 1 495,7 тыс. кв. м.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: