Фото pexels

Как влиять на эко-привычки белорусов: эмоциональные и рациональные аргументы

18 ноября 2022
Регина Свиридова
Экономика
Фото pexels

СМИ могут оказывать очень большое влияние на формирование экологических привычек, но сейчас этот потенциал не реализован.

Белорусской аудитории не хватает информации, как и зачем действовать более экологично

Экологические привычки, а также международные процессы в области климатической политики и зеленой экономики - “это тренды, которые определяют развитие экономики, рынки и конкуренцию на десятилетия вперед, а в белорусских СМИ такой информации — с анализом, как это может повлиять на национальную экономику, практически нет”, -  говорит кандидат географических наук, эксперт в области климатической политики и устойчивого развития Мария Фалалеева.

По мнению эксперта, такой информации должно быть больше, и главное, она “должна подаваться очень прагматично, через призму, как это воздействует на самого человека, его семью, что он теряет и что приобретает. Также, мне кажется, что белорусской аудитории не хватает именно профессиональной информации о том, как, например, работники сельского хозяйства, здравоохранения, сферы обслуживания и так далее могут быть более экологичными в своей деятельности. Это ниша в Беларуси не закрыта, но она очень важная”.

Мария Фалалеева  объясняет, что есть три основных метода, через которые СМИ могут доносить экологическую информацию до своей аудитории. Один из них эмоциональный,  и два прагматических, которые объясняют снижение рисков для себя и получение финансовых выгод или неполучение потерь. 

Белорусские СМИ обычно апеллируют к первому методу, призывая беречь природу и при этом упуская суть, почему изменение климата является риском именно для белорусских домохозяйств. При этом, как показывает недавнее исследование BEROC, именно прагматичные аргументы являются более весомыми для наших сограждан.

Чтобы экологические привычки прижились, человек должен понимать, зачем они ему

Эксперт BEROC Евгения Шершунович  отметила, что за последние годы эко-привычки белорусов изменились в лучшую сторону: “Мы были приятно удивлены, что белорусы стали более экологически дружественными по многим направлениям. Они стали больше экономить электроэнергию и воду, чаще пытаться использовать вещи повторно и ремонтировать их прежде, чем выбросить”. 

Но если посмотреть на те эко-привычки, которые стали наиболее распространенными — экономия воды, электроэнергии и ремонт вещей, то можно понять, что они не столько обусловлены внутренней мотивацией, сколько имеют ярко выраженную финансовую направленность. То есть все перечисленные эко-привычки приносят непосредственную финансовую выгоду. 

Впрочем, такие привычки являются более устойчивым. Мария Фалалеева рассказала: “ Очень часто бывает так, что человек где-нибудь прочитал, что сортировать мусор — это хорошо, поэтому он и начал так делать. Но если человек не до конца понимает, зачем он это делает, то очень часто его запал быстро заканчивается”. 

“Если мы хотим, чтобы эти экологические действия прижились, то человек должен четко понимать, зачем  он это делает. А также ему нужна определенная мотивация. На нашем постсоветском пространстве призывы к экологическим действиям часто апеллируют к более эмоциональным категориям: “Давайте выключать свет, чтобы охранять природу”. То есть связь между этим не очень понятна. Есть маленький процент людей, которые хорошо реагируют на подобного рода мотивацию, но большинству такие абстрактные слова не подходят. Поэтому очень важно смотреть на более серьезные мотиваторы”, — рассказывает Мария Фалалеева.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: