ЕАБР: Накопленные ПИИ в 2023 году могут сократиться

21 декабря 2022
Александр Войтович, Thinktanks.by
Региональный контекст

Накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в целом внутри ЕАЭС, как и в СНГ, могут сократиться с возможным восстановлением в 2024 году.

Накопленный объем взаимных ПИИ стран СНГ на конец 2021 года составил 44,3 млрд долларов, снизившись за год на 561 млн долларов. Однако к середине 2022 года показатель почти вернулся к уровню 2020 года, достигнув 44,6 млрд долл. В 2021 г. было 14 новых проектов взаимных ПИИ постсоветских стран и восемь проектов было закрыто. В 2022 г. внешняя инвестиционная активность приостановилась, закрыто было 30 проектов. Прежде всего речь идет об уходе российского бизнеса из Украины и распродаже активов в ряде стран СНГ в связи с рисками применения вторичных санкций.

Об этом говорится в Мониторинге взаимных инвестиций 2022, подготовленном Евразийским банком развития (ЕАБР). Thinktanks.by подготовила некоторые выдержки из данного исследования.

Экспорт

Как отмечается в мониторинге, Россия — главный трансграничный инвестор среди постсоветских государств. На долю российских ПИИ в середине 2022 г. пришлось 79,2% взаимных инвестиций СНГ. На втором и третьем местах находятся Казахстан и Азербайджан — их удельный вес соответственно составляет 9,5% и 8,4%. Значима также доля Беларуси — 1,8%.

На конец 2021 г. накопленный экспорт ПИИ из России составил 399,3 млрд долл., из Азербайджана — 26,7 млрд долл., из Казахстана — 15,7 млрд долл. При этом накопленные экспортированные ПИИ Грузии оценивались в 3,1 млрд долл., Беларуси — в 1,4 млрд долл., Кыргызстана — в 610 млн долл., Армении — в 519 млн долл., Молдовы — в 322 млн долл., Таджикистана — в 271 млн долл., Узбекистана — в 198 млн долл.

Импорт

В структуре импортированных взаимных ПИИ лидирует Казахстан. По итогам первого полугодия 2022 г. доля Казахстана в импорте взаимных ПИИ составила 24,3%. За ним следуют Узбекистан (20,1%) и Беларусь (12,6%). Россия находится на пятом месте (8,8%), пропуская вперед Азербайджан (9,5%). Значимы показатели также у Грузии (7,2%), Армении (7,1%) и Украины (4%).

Несмотря на преобладание российских инвестиций в структуре взаимных ПИИ, в 2021 г. объем экспортированных ПИИ по отношению к ВВП в России составил лишь 2%, тогда как в Казахстане — 2,2%, а в Азербайджане — 6,7%. Наиболее серьезным изменением по сравнению с 2016 г. стало увеличение удельного веса Азербайджана (с 5,3%, по информации базы данных МВИ ЕАБР) и сокращение доли Беларуси (с 5%). При этом показатели России и Казахстана изменились мало — тогда они составляли соответственно 78,3% и 10,7%.

Взаимные ПИИ

Пять наиболее крупных направлений ПИИ связаны с капиталовложениями России — в Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Азербайджане и Армении.

Официальные статистические данные государств — членов ЕАЭС демонстрируют позитивную динамику взаимных ПИИ стран ЕАЭС.

Как отмечают авторы исследования, на постсоветском пространстве ядро евразийской интеграции демонстрирует явные успехи (пусть и перекрываемые улучшением инвестиционного климата в Узбекистане). Разумеется, в рамках ЕАЭС пока не приходится говорить о сбалансированной матрице парных инвестиционных связей.

Вместе с тем, подчеркивают эксперты, без участия России есть только одна значимая пара, причем с несбалансированными потоками — казахстанские ПИИ в Кыргызстане. Крупнейший казахстанский проект в Беларуси — небольшая дочерняя структура «БТА банк» с объемом ПИИ 10 млн долл. В Армении вообще не выявлено казахстанских инвестиционных проектов с капиталовложениями, превышающими 1 млн долл. Похожая ситуация и с белорусскими ПИИ с тем лишь отличием, что ведущий проект в Казахстане не в сфере услуг, а в обрабатывающей промышленности («КазБелАЗ» в Карагандинской области с накопленными ПИИ 23 млн долл.). Единственный значимый армянский инвестор — частная бизнес-группа «Мульти-Групп», в основном работающая в агропродовольственном комплексе.

Как говорится в докладе, слабостью взаимных ПИИ стран ЕАЭС являются структурная и отраслевая модели этих капиталовложений. Пока не удается выстроить сложные трансграничные цепочки создания стоимости, которые раньше преподносились бы как межреспубликанская технологическая кооперация. Не получили развития ПИИ в высокотехнологические отрасли, например в возобновляемую электроэнергетику, несмотря на существующую высокую потребность в инвестиционных ресурсах водно-энергетического комплекса, особенно в Центральной Азии.

Доминирование

Формально крупнейшим событием во взаимных ПИИ стран ЕАЭС в 2021 г. стал выход белорусского инвестора из числа акционеров компании «Уралкалий». Стоимость 18,5% акций (ранее доля была почти 20%) составила свыше 1,1 млрд долл. Более того, этот проект поддерживал отраслевую диверсификацию белорусских ПИИ в странах ЕАЭС. Однако эксперты отмечали некорректность учета этих капиталовложений в качестве ПИИ. Все другие прекращенные инвестиционные проекты на два порядка меньше по масштабам — например, в 2021 г. произошла смена собственника у ООО «Азовский портовый элеватор», что привело к сокращению накопленных ПИИ Казахстана в России на 15 млн долл.

При этом крупнейшие ТНК доминируют среди значимых инвесторов, представляя главным образом сырьевые и инфраструктурные отрасли. Так, по итогам 2021 г. накопленные ПИИ максимальными были в следующих проектах в пределах ЕАЭС:

  • «ЛУКОЙЛ» — Казахстан, 13,5% акций «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б. В.» (месторождение Карачаганак), 2,2 млрд долл.;
  • «Газпром» — Беларусь, 100% в трубопроводной компании «Газпром трансгаз Беларусь», 1,25 млрд долл.;
  • KAZ Minerals (Nova Resources) — Россия, медный проект Баимская в Чукотском АО, 0,9 млрд долл.;
  • «КазМунайГаз» — Россия, 19% акций Каспийского трубопроводного консорциума, более 0,8 млрд долл.;
  • «Сбербанк» — Казахстан, дочерний банк, свыше 0,8 млрд долл. (летом 2022 г. продан).

По совокупности ПИИ в нескольких проектах лидирует «Газпром» — на конец 2021 г. их накопленная сумма превысила 3,2 млрд долл., причем капиталовложения группы весьма диверсифицированы, включая сети АЗС, нефтедобычу дочерней фирмы «Газпром нефть» и даже производство газовых плит в Беларуси.

Прогноз

Как пишут экономисты, политическая ситуация 2022 г. не позволяет делать сколько-нибудь точных прогнозов о динамике ПИИ на постсоветском пространстве до конца текущего года и в течение 2023 г.

С одной стороны, российская экономика — самая мощная в регионе и сильно влияющая на всех своих соседей — довольно успешно справилась с санкционным давлением во II и III кварталах 2022 г. С другой стороны, негативные экономические последствия для экономики России пока невозможно полностью оценить. Кроме того, трудно прогнозировать ужесточение санкционного давления «коллективного Запада», в том числе на партнеров России по ЕАЭС. Однако, вне всяких сомнений, в 2023 г. в российской экономике будут наблюдаться спад ВВП, серьезные разрывы цепочек создания стоимости, повышенная волатильность в финансовой сфере, отток иностранных инвестиций.

Таким образом, ожидается, что накопленные ПИИ в целом внутри ЕАЭС, как и в СНГ, могут сократиться с возможным восстановлением в 2024 году.

При этом эксперты ЕАБР прогнозируют активизацию инвестиционной деятельности российских компаний в ряде постсоветских стран — Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Беларуси, Армении — как за счет поддержки и расширения действующих проектов, так и ввиду вынужденной переориентации капитала в Евразийский регион.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: