Самые престижные профессии, по версии учителей, программист, банкир и юрист

03 января 2023
Thinktanks.by
Общество

С целью определения уровня престижа профессии педагога социологи провели опрос учителей средних школ Березовского района Брестской области.

Основной целью исследования «Престиж профессии педагога в Беларуси: состояние и тенденции» являлось определение уровня престижа профессии педагога и факторов, влияющих на этот престиж (на примере региона). Выборочную совокупность составил 121 педагог общеобразовательных школ Березовского района. Данные об исследовании представлены в статье «Престиж профессии педагога: об опыте социологического исследования в Беларуси», которая опубликована в новом выпуске альманаха Института социологии НАН. 

В статье констатируется, что полученные данные не позволяют экстраполировать выводы о престиже на всех учителей общеобразовательных школ в Беларуси.

В рамках исследования педагогам предлагалось оценить 20 профессий по пятибалльной шкале, где 1 определяет наименее престижную профессию, 5 – наиболее престижную. Затем путем сравнения и ранжирования средних оценок каждой профессии была сформирована шкала профессий, которая представлена на рисунке. Согласно ей, ранг профессии педагога по критерию «престиж» в сознании респондентов является достаточно низким по сравнению с рангами других профессий. Это является значимым фактом, поскольку представления самих педагогов о своей профессии во многом формируют репутацию самой профессии в социуме.

Согласно представленной информации, самыми престижными учителя считают профессии программиста, банковского служащего и юриста. На последних местах  рейтинга - крестьяне, учителя средней школы и фермеры. 

Как говорится в статье, а втором которой является младший научный сотрудник Института социологии Т.Толстяк, изучение уровня удовлетворенности опрошенных педагогов работой и профессией в целом позволяет заключить, что он достаточно высок (удовлетворены – 82,6 %). Таким образом, несмотря на то, что опрошенные педагоги оценили престиж своей профессии довольно низко, они достаточно высоко удовлетворены своей работой, поскольку содержание и специфика профессиональной деятельности дает возможность сохранить заинтересованность и мотивированность к работе.

«Поскольку в Республике Беларусь для большинства населения материальный достаток обеспечивается, в основном, заработной платой, то невысокая (в сравнении с другими категориями работников) зарплата педагогов оценивается самими педагогами как факт невысокого престижа их профессии в сравнении с другими профессиями. Педагогическая профессия, не обеспечивающая человеку достойный материальный достаток, формирует в обществе низкий социальный статус педагога. Особую значимость приобретают меры повышения престижа профессии, предложенные самими педагогами. Каждый третий педагог отмечал, что повышение заработной платы будет способствовать повышению значимости и престижа их профессии. Помимо этого, педагогами были высказаны следующие запросы: снижение нагрузки до 18 часов на ставку (сейчас составляет 20 часов), техническое переоснащение кабинетов, снижение объемов отчетности, а также необходимость проведения работы с детьми, способствующей формированию у них ценности учительского труда и др.», - говорится в работе.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: