ИТ стал одним из секторов экономики, который значительно пострадал из-за военного конфликта в Украине.
На ИТ компании не были наложены прямые санкции. Тем не менее, как пишет экономист BEROC, колумнист тг-канала «Беларусь.Экспертиза» Анастасия Лузгина, за один год сектор из основного драйвера национальной экономики превратился в отрасль, которая способствовала снижению ВВП.
Можно выделить несколько негативных тенденций, которые свидетельствуют о кризисе, в котором находится ИТ сектор:
1. Вклад сектора “Информация и связь” в рост ВВП Беларуси снизился с +0,7% в 2021 году до -0,2% по итогам 2022 года. В январе 2023 года отрицательный вклад сектора “Информация и связь” в рост ВВП составил 0.9%.
2. К концу 2022 по сравнению с 2020 годом количество офисных площадей, занимаемых беларусскими ИТ компаниями уменьшилось примерно в 2 раза (с 430 тыс. м.кв. до 200-220 тыс. м.кв.) .
3. За 2022 год сектор “Информация и связь” не досчитался более 17 тысяч работников. В январе 2023 года данная тенденция продолжилась.Чистый отток специалистов за месяц составил 847 человек.
4. ПВТ Беларуси, в который входит основная часть компаний ИТ сектора, за 9 месяцев 2022 года показал валютную выручку менее 2 млрд. долл. США , тогда как за аналогичный период 2021 года данный показатель превысил 2.3 млрд. долл. США.
5. Сфера “Информационные технологии и деятельность в области информационного обслуживания” по прежнему входит в лидеры по размеру заработной платы. Тем не менее в январе 2023 года по сравнению с январем 2022 года оплата труда труда айтишников в реальном выражении сократилась на 10,3 п.п. Одновременно увеличение реальной средней заработной платы по стране за период составило +1,6 п.п.
Таким образом, за 2022 год ситуация в ИТ отрасли в Беларуси существенно ухудшилась. Однако сжатие ИТ означало не просто закрытие бизнеса, как это могло бы быть в случае с более традиционными отраслями, а сопровождалась его релокацией в другие страны. Следует учитывать, что основная часть беларусских ИТ компаний ориентированы на работу со странами США и Европейского союза.
С начала военных действий в Украине ИТ сектор стал испытывать трудности по осуществлению расчетов с западными заказчиками из-за наложенных на финансовый сектор санкций. Кроме того, ряд клиентов отказывались от продолжения делового сотрудничества с юридическими лицами Беларуси. В результате, часть ИТ компаний либо закрывали офисы и полностью релоцировались в другие страны, либо ограничивались сокращением своего присутствия внутри республики. Например EPAM уменьшил штат сотрудников в белорусском офисе в 2 раза - до 4,5 тыс. человек. Wargaming полностью ушел с беларусского рынка.
Следует учитывать, что мобильность ИТ сектора достаточно высокая. Ряд стран создают благоприятные условия для привлечения иностранных специалистов и компаний, например путем внедрения упрощенного порядка получения виз с правом работы для высококлассных специалистов. В свою очередь беларусские айтишники как правило владеют хотя бы одним иностранным языком, обладают необходимыми профессиональными компетенциями, и поэтому пользуются спросом у иностранных работодателей.
Поэтому вполне закономерно, что именно ИТ сектор демонстрировал в Беларуси сжатие в условиях повышенных экономических рисков и формирования негативного имиджа страны.
ИТ компании, сокращая свою деятельность в Беларуси, активно искали возможности расширения своего присутствия в других странах. Так, EPAM, Wargaming и Melsoft заняли в 2022 году лидирующие позиции среди налогоплательщиков ИТ сектора Литвы. EPAM увеличил штат сотрудников в Литве в 4.5 раза - почти до 1.5 тыс. человек, а в Польше количество работников превысило 6500 человек, увеличившись за год примерно на 2.5 тысячи специалистов. Всего в Польше по состоянию на 10 января 2023 года было зарегистрировано 296 ИТ компаний с белорусскими корнями, что на 132 компании больше по сравнению с 27 января 2022 года.
Полную версию публикации читайте на тг-канале «Беларусь.Экспертиза» в ближайшее время.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.