С платных дорог государство в этом году рассчитывает получить на 37% меньше доходов, чем удалось в прошлом. Зато планируется собрать в полтора раза больше транспортных налогов.
На содержание и развитие дорожной сети в 2023 году планируется потратить 1,02 млрд рублей, и это на треть больше, чем годом ранее.
Мы оплачиваем содержание дорог сразу из нескольких налогов и акцизов. На эти цели также идут средства, которые государство зарабатывает на использовании дорожной сети, объясняет «Кошт урада».
Откуда будет брать деньги дорожный фонд?
В 2023 году доходы дорожного фонда Республики Беларусь сократятся на 9%. Если годом ранее они составляли 581 млн рублей, то в 2023 году уже 529 млн.
Основную часть доходов дорожный фонд получает от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам с системой электронного сбора платы (планируется собрать 221,4 млн в 2023 году) и транспортного налога (собирая его, хотят получить 267,2 млн).
С учетом падения уровня перевозок платные дороги, по расчету Минфина, принесут дорожному фонду на 37% меньше доходов. Компенсировать приходится ростом транспортного налога. Собрать в текущем году его планируется на 63% больше, чем годом ранее.
Придется из бюджета брать в два раза больше
Собираемых средств все равно будет недостаточно для покрытия текущих расходов.
В бюджете дорожного фонда текущего года его собственные доходы покрывают только половину расходов - 529 млн против 1 млрд 17 млн. Недостающие средства приходится брать из бюджета. На 2023 год их надо будет попросить в сумме 488 млн руб.
Стоит отметить, что годом ранее картина была куда лучше. В 2022 году собственных доходов дорожного фонда хватало на финансирование 75% расходов, в результате поддержка бюджета составляла значительно меньше — 189,4 млн рублей.
Какова нагрузка на дорожную сеть?
На конец 2021 года в Беларуси насчитывалось около 3 млн легковых авто в собственности граждан и еще более 132 тыс у организаций. Еще у граждан было 415 тыс мотоциклов и мотороллеров (+10 тыс у организаций), 10,9 тыс автобусов (+30,5 тыс у организаций) и 144 тыс грузовиков (252 тыс у организаций). И это не говоря о городском электротранспорте: 1424 троллейбуса, 391 вагон метро и 278 трамваев.
В среднем, на 1000 жителей в стране приходится 324 легковых автомобиля (от 286 в Гомельской области до 379 в Гродненской). Это существенная нагрузка на дорожную сеть.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.