Кредитование проекта «Один пояс, один путь» ставит рекорды

30 марта 2023
Тhinktanks.by
Экономика

Китай стал кредитором последней инстанции для ряда стран, которые испытывают трудности с погашением своих долгов в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Среди них числится и Беларусь.

Согласно новому исследованию, проведенному исследователями из AidData, Всемирного банка, Гарвардской школы Кеннеди и Кильского института мировой экономики, Пекин резко расширил экстренное кредитование суверенных заемщиков, находящихся в сложном финансовом положении или в случае полного дефолта.

Анализ новых данных показывает, что к концу 2021 года Китай провел 128 спасательных кредитных операций в 22 странах-должниках на сумму 240 миллиардов долларов США. Эти операции включают множество так называемых «пролонгаций», при которых одни и те же краткосрочные кредиты выдаются снова и снова для рефинансирования долгов с наступающими сроками погашения, пишет Кильский институт мировой экономики.

Согласно исследованию «Китай как международный кредитор последней инстанции», в 2010 году менее 5 процентов зарубежного кредитного портфеля Пекина поддерживали страны-заемщики, оказавшиеся в бедственном положении, но к 2022 году эта цифра взлетела до 60 процентов. Китай отреагировал на растущую волну долгового кризиса, отказавшись от кредитования инфраструктурных проектов и нарастив поддержку ликвидности. Почти 80 процентов кредитов на экстренные спасательные операции были выданы в период с 2016 по 2021 год.

По словам авторов, Пекин не предлагает помощь всем заемщикам BRI, оказавшимся в бедственном положении : странам с низким доходом обычно предлагается реструктуризация долга, которая включает льготный период или продление даты окончательного погашения, но не новые деньги; страны со средним уровнем дохода, как правило, получают новые деньги — через поддержку платежного баланса — чтобы избежать или отсрочить дефолт.

Китайские банки заинтересованы в том, чтобы их крупнейшие иностранные заемщики были достаточно ликвидны, чтобы продолжать обслуживать непогашенные долги проекта BRI. Страны со средним уровнем дохода, на долю которых приходится 80 процентов или более 500 миллиардов долларов США от общего объема зарубежных кредитов Китая, представляют собой серьезные балансовые риски , поэтому у китайских банков есть стимулы поддерживать их на плаву с помощью финансовой помощи. Страны с низким доходом, на долю которых приходится лишь 20 процентов общего объема зарубежных кредитов Китая, менее важны для здоровья китайского банковского сектора и редко получают помощь.

На сегодняшний день, согласно исследованию, Китай провел спасательные кредитные операции в 22 странах, включая Аргентину, Беларусь, Эквадор, Египет, Лаос, Монголию, Пакистан, Суринам, Шри-Ланку, Турцию, Украину и Венесуэлу.

Авторы работы также считают, что заимствование у Пекина в чрезвычайных ситуациях недешево: в то время как типичный спасательный кредит от Международного валютного фонда (МВФ) имеет процентную ставку в 2 процента, средняя процентная ставка по китайскому спасательному кредиту составляет 5 процентов.

Еще один важный вывод из исследования заключается в том, что глобальная сеть своп-линий, контролируемая центральным банком Китая — Народным банком Китая (НБК), — становится все более важным инструментом управления кризисными ситуациями за рубежом. К 2022 году НБК использовал свою сеть своп-линий, чтобы предоставить 170 миллиардов долларов США в качестве экстренной поддержки ликвидности центральным банкам по всему миру.

Займы центральных банков у НБК поставили перед кредитно-рейтинговыми агентствами и международными организациями новый набор задач по надзору, которые отслеживают достаточность резервов в иностранной валюте и уровни подверженности государственному долгу. Погашение почти всех своп-линий НБК изначально запланировано в течение 3-12 месяцев. Тем не менее, многие центральные банки, которые берут кредиты у НБК, неоднократно продлевают свои окончательные сроки погашения. Авторы считают, что фактический период погашения среднего заимствования по своп-линии НБК составляет 40 месяцев после учета «серийных пролонгаций». Несоответствие между сроками погашения де-юре и де-факто помогло правительствам не признавать заимствования по своп-линиям НБК в качестве источников риска для государственного долга.

Исследование также выдвигает на первый план еще один спорный вопрос: могут ли центральные банки использовать (несообщаемые) своп-линии НБК для искусственного завышения своих общих показателей валютных резервов. Если заемщик может использовать своп-линии НБК для погашения долгов, номинированных в долларах и евро, то такие заимствования могут быть особенно полезны во время платежного баланса или долгового кризиса. Однако если заемщик может использовать ликвидность в юанях из своей линии свопов НБК только в качестве «показухи» для пополнения валовых валютных резервов, то его чистая резервная позиция и способность обслуживать долг, номинированный в долларах и евро, остается неизменной.

Исследование и новый набор данных по экстренному кредитованию, на котором оно основано, будут доступны 28 марта 2023 года, сообщает Кильский институт мировой экономики.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: