Каковы перспективы развития энергетики?

11 апреля 2023
Тhinktanks.by
Экономика

Госатомнадзором Беларуси разрешил начать энергетический пуск на втором блоке БелАЭС. Это позволит сначала запустить его в тестовом режиме, а потом подключить к сети.

В связи с этим экономические эффекты от деятельности БелАЭС проанализировала колумнист «Беларусь. Экспертиза» Анастасия Лузгина. 

После введения второго блока АЭС должна начать работать на полную мощность.

У данного проекта с самого начала возник ряд проблем. Эксперты говорили и об экологических рисках, и о финансовой окупаемости, и о затягивании сроков ввода в эксплуатацию энергоблоков. Споры также шли по поводу целесообразности возведения АЭС для наращивания объемов производства электроэнергии, ради которого и был затеян этот проект. Попробуем более детально разобраться в данном вопросе. 

Перспективы экспорта электроэнергии

При строительстве БелАЭС предполагалось, что часть производимой ею электроэнергии будет экспортироваться. Однако то, что с этим возникнут трудности, стало ясно еще на этапе строительства. Литва, которая рассматривалась как потенциальный покупатель, отказалась от сотрудничества. Площадка в Островце находится менее чем в 50 км от Вильнюса. МАГАТЭ не рекомендует возводить АЭС вблизи крупных городов, и власти Литвы не были согласны с такой близостью. 

Впоследствии об отказе от беларусской электроэнергии заявили Латвия и Эстония. К тому же, в 2025 году планируется отсоединение балтийских государств от энергокольца БРЭЛЛ, в которое на данный момент входят Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва. После этого балтийские государства подключатся к европейской энергетической системе. 

Еще одним направлением для экспорта беларусской электроэнергии могла стать Украина, однако после начала военных действий эта возможность была утрачена. В 2022 году Украина в ускоренном порядке присоединилась к европейской энергосистеме ENTSO-E и отключилась от энергосистем России и Беларуси, работа с которыми осуществлялась еще со времен Советского Союза.

Остается единственное возможное направление для экспорта электроэнергии – Россия, однако перспективы поставок в эту страну сомнительны, так как она не нуждается в них. Сегодня Россия сама осуществляет экспорт электроэнергии, в том числе в страны Евросоюза, однако не исключено, что в скором времени у нее с этим возникнут проблемы. Например, в 2022 году экспорт россйиской электроэнергии в ЕС снизился на 16,4% по сравнению с предыдущим годом и составил порядка 681 млн. долларов. В будущем можно ожидать дальнейшего сокращения поставок российской электроэнергии в Евросоюз по мере подключения стран Балтии к Европейской энергосистеме и отсоединения от БРЭЛЛ. Поэтому российские власти, скорее всего, столкнутся с избытком электроэнергии на внутреннем рынке и будут стремиться нарастить ее экспорт в другие страны. Таким образом, перспективы поставок беларусской электроэнергии на российский рынок также лимитированы.

Возможна ли замена газа на электроэнергию атомной станции

Вторым направлением использования производимой на АЭС электроэнергии мог бы стать внутренний рынок. Чиновники не раз заявляли, что строительство атомной станции позволит сократить потребление импортируемого газа и, таким образом, снизить энергозависимость от России. Однако, данное утверждение является достаточно спорным. 

Во-первых, уменьшение импорта газа за счет увеличения выработки электроэнергии на АЭС вряд ли снизит энергетическую зависимость от России. Российские компании будут в любом случае осуществлять обслуживание АЭС и поставлять ядерное топливо. Снижение энергетической зависимости от России было бы возможно, если бы беларусские власти стали стимулировать производство электроэнергии за счет возобновляемых источников, например, ветра или солнца. Однако пока серьезных шагов в данном направлении не было принято.

Во-вторых, существенно сократить потребление газа вряд ли возможно исходя из действующей инфраструктуры и продолжающейся в стране газификации. Газификация в Беларуси началась еще в советское время: в 1990-е годы была разработана специальная программа, которая реализуется по сей день. Только в 2021 году на нее из республиканского бюджета было направлено 11,4 млн бел. рублей, а поставки газа в Беларусь составили 19 млрд кубометров, что выше показателя 2020 года на 7,5%. В 2020 году 90% всей электроэнергии в нашей стране было произведено на основе природного газа. 

В то же время в октябре 2020 года были определены меры по стимулированию использования электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения для населения, которые, в частности, предполагают компенсацию части стоимости работ по электроснабжению жилья за счет средств местных бюджетов. 

Эта ситуация выглядит довольно противоречиво: с одной стороны, государство выделяет дополнительные финансовые ресурсы для стимулирования спроса населения на электроэнергию, а также на строительство новых и модернизацию действующих электросетей. С другой стороны, Беларусь по-прежнему является одной из самых газифицированных стран в мире. А в случае сокращения импорта газа станет ненужной, по крайней мере, часть инфраструктуры, которая возводилась не один год.

Нужно ли наращивать потребление электроэнергии внутри страны

Наконец, решением проблемы избытка электроэнергии могло бы стать увеличение потребления электричества внутри Беларуси. В этом направлении государством были предприняты определенные шаги. Например, в 2018 году было подписано правительственное постановление, направленное на увеличение потребления электроэнергии до 2025 года. А в февральской декларации 2023 года Белэнерго определено, что размер тарифов для энергоемких отраслей снижается по мере роста потребления электроэнергии. Другими словами, чем больше потребляет предприятие электричества, тем ниже цена. 

При этом приведенные выше документы не согласуются с Программой по энергосбережению, в соответствии с которой к 2026 году энергоемкость ВВП должна сократиться на 7% по отношению к 2020 году. 

Если бы потребление электроэнергии находилось на низком уровне, и его увеличение могло бы стимулировать рост экономики, то меры по повышению энергопотребления были бы обоснованными. Однако цифры говорят о том, что данный показатель не является низким по сравнению с другими государствами. Если сравнить потребление первичной энергии по странам на душу населения, которое включает потребление за счет возобновляемых и невозобновляемых источников энергии, то в Беларуси данный показатель был равен в 2021 году 117,2, в Польше - 117,2, в Украине - 80,4, а в Казахстане - 150,1. Причем более высокий показатель в Казахстане вполне может объясняться развитием в этот период энергоемкого криптомайнинга. Так что исходя из данных показателей нельзя сказать, что энергопотребление в нашей стране является низким.

Рост потребления электроэнергии был бы оправдан в случае активного роста экономики при одновременном повышении энергоэффективности. Однако в ближайшие годы вряд ли страну ждет экономический бум. Поэтому повысить энергопотребление внутри страны, даже с учетом действия стимулирующих мер, будет достаточно сложно. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: