Минск все еще заинтересован в диверсификации своей внешнеэкономической деятельности, чтобы «не класть все яйца в российскую корзину». Какие возможности для этого есть?
Несмотря на позитивное развитие белорусско-российских отношений, для Минска эти отношения все еще далеки от идеала. Об этом пишет аналитик Евгений Прейгерман для Eurasia Daily Monitor.
Прежде всего, Беларуси придется и дальше добиваться равных экономических условий для своих компаний в Союзном государстве, хотя с 2022 года ситуация уже значительно улучшилась.
В середине января 2023 года Александр Лукашенко подчеркивал, что, несмотря на прогресс в реализации 28 интеграционных программ, «заметных подвижек, прежде всего в сферах энергетики, промышленности, транспорта Беларусь пока не ощутила». Например, в декабре 2022 года Минск заключил очень выгодные трехлетние контракты на закупку нефти и газа, однако это по-прежнему «не дотягивает» до давнего требования Минска, что все экономические субъекты в Союзном государстве должны по умолчанию иметь постоянный равный доступ к энергетическим ресурсам.
Кроме того, в белорусском правительстве и обществе сохраняется озабоченность по поводу суверенитета. Показательно, что чиновники в Минске постоянно дают публичные заверения в том, что углубление интеграции с Россией не подрывает суверенитет страны.
Прежде чем ратифицировать договор об общих принципах косвенного налогообложения в Союзном государстве, к чему Москва призывала долгое время, Лукашенко созвал специальное правительственное совещание, чтобы убедиться, что все «интересы и предложения [Беларуси] в нем учтены». Договор предусматривает создание наднационального налогового комитета, и Лукашенко подчеркнул, что, хотя этот орган не имеет полномочий, которые ущемляли бы суверенитет Беларуси, его смущает само название – «наднациональный».
Поиск альтернативных партнеров
Наконец, обеспокоенность по поводу суверенитета наряду с некоторыми нерешенными вопросами экономических условий интеграции Союзного государства естественным образом поддерживают заинтересованность Минска в диверсификации своей внешнеэкономической деятельности, чтобы не класть все яйца в российскую корзину.
Тем не менее, учитывая, что 45% белорусской экономики находится под санкциями Запада, дипломатическая и экономическая диверсификация приобрела новое прочтение: сейчас она может быть достигнута только путем расширения торговли и сотрудничества с незападными странами. Этим объясняется смещение акцентов во внешней политике Беларуси, в том числе ее заявка на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества, а также недавние президентские визиты в страны Азии и Африки.
Однако, глядя на карту Беларуси, очевидно, насколько сложной будет эта задача. Поэтому в ближайшие годы Минску необходимо найти новую формулу, чтобы сбалансировать дальнейшее развитие двусторонней интеграции с Россией, поиск экономических ниш в незападных странах и сохранение хотя бы некоторых возможностей на западных рынках.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.