фото: © ZIK

Что происходит с транспортной отраслью Беларуси?

31 мая 2023
Экономика
фото: © ZIK

Анализ проблем в транспортной сфере Беларуси и прогноз ее ближайших перспектив представил проект «Кошт урада».

Долгие годы Беларусь зарабатывала хорошие деньги на транзите товаров и пассажиров через свою территорию, постепенно становясь своеобразным хабом — перевалочным пунктом. Причем не только для России, Украины и стран Евросоюза, но и для более далеких Казахстана, Китая и других стран.

В Беларуси активно развивались дороги республиканского значения, в первую очередь — транзитные, улучшался таможенный, пограничный и придорожный сервис. Получалось настолько хорошо, что белорусские дороги стали ставить в пример россиянам и украинцам. За все это мы получали очень хорошее вознаграждение.  

Многие дороги были построены благодаря выгодным кредитам европейских банков и международных финансовых организаций.

Какую роль транспортная роль играет в экономике?

Транспортная отрасль в 2022 году составляла 5% от общего ВВП страны или в денежном эквиваленте 9 млрд 544 млн рублей — это немало. Сумма вполне сопоставима с бюджетом Минска на этот год.

В отрасли занято 284 тысячи человек или 7% от работающего населения страны, и это не только водители, но и складские и дорожные рабочие, специалисты по строительству мостов и т д. Получается, что только транспортниками можно было бы заселить Бобруйск и Калинковичи.

Но при этом транспортная отрасль несопоставимо мало расходует бюджетные деньги. Суммарно в консолидированном бюджете (объединяющем республиканский и местные бюджеты) всего 2% уходило на транспорт.

Чем «болеет» транспорт сейчас? 

Можно выделить пять ключевых проблем, с которыми столкнулась транспортная отрасль. 

Первая — санкции. В результате по состоянию на апрель 2023 года, несмотря на то что многим отраслям белоруской экономики удается восстанавливаться, падение в сфере транспортных услуг все еще остается на уровне минус 12% по отношению к предыдущему году. А в прошлом году это падение было еще больше и достигало 17%.

Вторая — рынки. Мало того, что транзитный транспорт перестал ездить через Беларусь. Проблема еще и в том, что беларуские производители потеряли многие рынки сбыта и теперь не могут возить товары в страны Евросоюза или Украину. Это не просто ограничивает развитие транспортной сферы, а становится одним из факторов, напрямую влияющим на ее деградацию. 

Третья — потеря альтернатив.  Эта проблема — прямое следствие двух предыдущих. Единственная граница, через которую Беларусь сейчас может в полной мере без ограничений перевозить свои товары — это беларуско-российская граница. И, конечно, мы стали поставлять больше в Россию, а также — через Россию, которая удивительным образом сегодня для Беларуси примерила на себя роль транзитного государства (раньше этим статусом вовсю торговали мы). 

Четвертое — контрабанда. В результате того, что санкции, которые наложены на Россию и Беларусь, пока не гармонизированы, очень многие товары до сих пор широким потоком идут из нашей страны к восточным соседям. Но здесь мы видим сразу две проблемы. Первая — зарабатывать на контрабанде дело малоперспективное. Второе — говоря о том, что санкции не удалось гармонизировать, мы подчеркиваем, что ключевое слово — «пока». Когда большинство лазеек прикроют, объемы, с которыми сейчас работает беларуская транспортная отрасль, заметно сократятся. А альтернатив не будет. 

Пятая — финансирование реконструкции дорог. В результате потери связей с мировым сообществом Беларусь лишилась около полумиллиарда долларов на реконструкцию дорог. Эти деньги приходится брать из бюджета, который сейчас и так чувствует себя крайне плохо. 

Что ждет отрасль?

Самой яркой перспективой последнего десятилетия был приход в Беларусь компании Stadler. Но уже в марте 2022 годапредседатель совета директоров компании Петер Шпулер заявил, что завод Stadler в Беларуси из-за санкций не сможет получать некоторые комплектующие, а значит, перенесет часть производства в Польшу и Швейцарию. И уже тогда озвучивалось, что из 1700 сотрудников осталось 1 150 и вскоре будут сокращены еще 700. Самое время задаваться вопросом, действительно ли Stadler сейчас реально присутствует в Беларуси? Уверенности в этом нет. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: