Российский кризис, вызванный выступлением главы ЧВК Вагнер Евгения Пригожина, разрешился в субботу поздно вечером стремительным и неожиданным поворотом.
После вмешательства, как было объявлено, Александра Лукашенко, Пригожин согласился прекратить марш на Москву и отвести своих наемников в полевые лагеря. В соответствии с одним из пунктов соглашения Пригожин должен будет перебазироваться на территорию Беларуси. И этот маневр ставит много вопросов чисто практического свойства, на которые белорусским властям придется искать ответы.
В пятницу поздно вечером Пригожин обвинил российское Министерство обороны в нанесении удара по расположению одной из частей вагнеровцев. К утру понедельника наемники взяли под контроль Ростов, заняв штаб Южного военного округа. Одновременно другая группа вагнеровцев, не встречая сопротивления, двинулась в направлении Москвы через Воронежскую и Липецкую области, пишет «Белорусы и рынок».
Владимир Путин в специальном обращении в субботу утром назвал произошедшее предательством и ударом в спину. Российские власти возбудили против участников военного мятежа, как его называли в официальных медиа еще в субботу, уголовные дела. Сам Евгений Пригожин назвал свое выступление маршем справедливости.
«После того, как мы закончим начатое, мы вернемся на фронт для защиты нашей родины. Президент, росгвардия и другие структуры будут работать дальше в обычном порядке. Справедливость в войсках будет восстановлена, а после этого справедливость для всей России», — сказал Пригожин.
Марш справедливости или военный мятеж завершился, когда передовые части наемников находились в двухстах километрах от Москвы и когда казалось, что останавливать их некому. По официальной версии, решающую роль сыграло посредничество Александра Лукашенко, который на протяжении всего дня вел переговоры с Пригожиным. В обмен на гарантии безопасности и возможность переехать в Беларусь Пригожин приказал наемникам остановить наступления.
Вопросы без ответов
Вероятно, в Беларусь Пригожин перебазируется не один. Не факт, что вместе с ним поедут все 25 000 наемников, однако количество перемещенных вагнеровцев в любом случае будет значительным. Эти войска нужно разместить, содержать и определить, кому они, собственно, будут подчиняться.
Численность белорусской армии составляет около 65 000 человек, включая 16 000 гражданского персонала. На этот год общие расходы Беларуси на оборону были увеличены более чем в полтора раза — до 2,6 млрд руб. После перемещения в страну вагнеровцев Беларусь получит на своей территории дополнительную военную группировку численностью в пару дивизий. И этим войскам нужно будет дополнительное финансирование. Беларуси придется либо пересматривать свой военный бюджет, либо искать деньги на стороне. В бюджет на этот год Министерство финансов запланировало поступления в 5 млрд руб. по загадочной статье «безвозмездные поступления от иностранных государств». Возможно, учитывая вновь открывшиеся обстоятельства, сейчас эти деньги окажутся как раз кстати.
Из вопроса о финансировании вытекают вопросы о содержании и размещении дополнительного военного контингента. Можно предположить, что на первое время вагнеровев разместят в полевых лагерях. Но долго в этих лагерях они, конечно, не продержатся. Да и увольнительные для бойцов никто не отменял. А появление в белорусских городах в больших количествах гуляющих наемников может быть чревато разными нехорошими эксцессами. Так что правительству нужно будет изобрести такой способ размещения, чтобы и наемников не обидеть и избежать инцидентов между ними и местным населением.
Но самый интригующий вопрос – вопрос о правовом статусе бойцов и их подчинении. В свое время Вагнер отказался войти в состав российского Министерства обороны. Трудно представить, что после этого Евгений Пригожин согласится подчиняться белорусскому министру. И это значит, что властям придется придумать, как вписать новую военную группировку с очень своеобразным статусом в рамки действующего белорусского законодательства.
Хотя есть вероятность, которую, впрочем, отвергают большинство наблюдателей, что Пригожин приедет в Беларусь один или с небольшой группой товарищей. Что все остальные бойцы Вагнера останутся на территории России и перейдут в распоряжение российского Министерства обороны. Тогда белорусским властям не придется искать ответы на все эти организационно-финансовые вопросы. Правда, в этом случае самому Пригожину придется сильно постараться, чтобы решить вопросы, связанные с его личной безопасностью.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.