FAS допускает, что в Беларуси созданы объекты для временного, а не постоянного хранения российского ядерного оружия, с целью задействования «в кризисной ситуации». Поэтому их так трудно заметить.
Александр Лукашенко 6 июля заявил, что «определенное количество ядерных боеголовок перемещены на территорию Беларуси» и «находятся под надежной охраной», цитирует его пресс-служба.
По его словам, перемещение ядерного оружия пытались отследить белорусские оппозиционеры и западные специалисты.
«Убийственный факт вам приведу: по земле мы ядерные боеголовки не перемещали,— заявил он.— Никому не мешали. Переместили так, что ни в Штатах, ни МИ-6, ни в Германии — нигде этого не заметили. Такой был замысел».
Среди западных экспертов, которые действительно пытались отследить перемещения ЯО в Беларуси, наиболее подробный отчет выпустила Федерация американских ученых (FAS), чьи исследователи Ханс Кристенсен и Мэтт Корда изучили снимки коммерческих спутников компании Maxar Technologies.
Их внимание привлекли два военных объекта — один возле города Осиповичи в Могилевской области, второй близ города Лиды в Гродненской области.
В Осиповичах?
Вокруг склада вооружений близ Осиповичей, судя по обнародованным экспертами снимкам, с февраля этого года начали возводить периметр безопасности с двойным ограждением. Осиповичи — это район дислокации оперативно-тактических ракетных комплексов двойного назначения «Искандер-М», которые Россия поставила Беларуси в 2022 году. В апреле расчеты «Искандер-М» вооруженных сил РБ прошли обучение на одном из полигонов Южного военного округа в России (о чем в конце апреля сообщило Минобороны РФ).
Полной уверенности в том, что близ Осиповичей хранится или будет храниться российское тактическое ядерное оружие, у экспертов FAS, однако, нет, хоть в докладе со ссылкой на доклад ЦРУ от конца февраля и сказано, что именно этот объект осматривал «высокопоставленный сотрудник Минобороны России».
«На данном этапе мы не можем с уверенностью утверждать, что этот объект предназначен или будет в будущем использован для хранения российского ядерного оружия»,— говорится в их отчете.
Сроки проведения строительных работ и некоторые другие детали, по мнению исследователей FAS, свидетельствуют в пользу того, что в Осиповичах могут модернизировать оставшееся с советских времен хранилище специальных — то есть ядерных — боеприпасов в связи с решением об их размещении на территории Беларуси. В то же время ряд других признаков говорит против этой версии.
Так, периметр безопасности объекта в Осиповичах имеет лишь два внутренних ограждения, что меньше, чем три или четыре, которые обычно встречаются в российских местах хранения ядерного оружия.
Во-вторых, внутри ограждения не видно бункера, наличие которого является еще одной обычной чертой российских мест хранения ядерного оружия. В-третьих, рядом нигде не видно отдельного жилья для большого числа сотрудников 12-го Главного управления Минобороны России, ответственных за обслуживание и охрану такого рода объектов.
И наконец, обнаруженный объект находится рядом с местом хранения обычных взрывчатых веществ, в то время как ядерные и обычные боеголовки не хранятся в пределах одного периметра.
В Лиде?
Что касается объекта в Лиде, то здесь эксперты искали хранилище боеголовок для белорусских Су-25, поскольку именно эти штурмовые самолеты, как ранее говорили и Владимир Путин, и Александр Лукашенко, планировалось переоборудовать под оснащение специальными боеприпасами.
В апреле Минобороны Беларуси сообщило о завершении процесса обучения белорусских пилотов, сопроводив новость видеосъемкой, на основании которой специалисты из FAS сделали вывод, что она сделана на военном аэродроме, расположенном восточнее города Лиды. В советское время в этом районе располагались части 49-й гвардейской ракетной дивизии (расформирована в 1997 году).
«Последние снимки показывают начало строительства того, что, по-видимому, является дополнительным периметром безопасности вокруг зоны хранения боеприпасов на базе»,— говорится в докладе FAS об объекте в Лиде.
Но, как и в случае с модернизацией объекта в Осиповичах, второй забор по периметру безопасности, по мнению экспертов, не обязательно предполагает подготовку помещений для завоза ядерного оружия.
«Это может быть просто улучшение существующей инфраструктуры безопасности»,— допускают в FAS.
Хорошо спрятано?
«На самом деле мы в целом удивлены отсутствием визуальных свидетельств строительства или модернизации инфраструктуры, которая, как ожидается, будет задействована для размещения российского ядерного оружия на территории Беларуси,— признают Ханс Кристенсен и Мэтт Корда.— Мы изучили большое количество спутниковых снимков других военных объектов в местах, упомянутых в различных отчетах, но нам еще предстоит найти визуальные доказательства, которые убедительно указывают на наличие действующего хранилища ядерного оружия».
Явных свидетельств транспортировки ядерного оружия по железным дорогам России в сторону Беларуси авторы тоже не обнаружили. Варианты переброски соответствующих вооружений по воздуху они не рассматривали.
В связи с этим они не исключают, что соответствующие объекты на территории Беларуси проходят модернизацию для временного, а не постоянного хранения российского ядерного оружия, с целью задействования «в кризисной ситуации».
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.