Сотрудничество – залог развития экономики

11 сентября 2023
Thinktanks.by
Экономика

Что Беларусь может предложить Европе, влияет ли на экономику санкционное давление и развивается ли белорусская туристическая инфраструктура благодаря российским туристам?

На эти вопросы ответила эксперт BEROC, колумнист «Беларусь. Экспертиза» Анастасия Лузгина. Вопросы можно задавать в Facebook и Instagram проекта «Беларусь. Экспертиза».

Как вы видите экономическую интеграцию с ЕС в будущем? Какие товары мы можем предложить Европе?

 - Для Беларуси ЕС на протяжении долгого времени являлся одним из основных торговых партнеров. В 2021 году белорусский экспорт в Евросоюз составил 9.5 млрд долл. США. Импорт оказался 6.8 млрд. долл. США. При этом следует признать, что в последние годы наблюдалось снижение доли стран ЕС во внешней торговле товарами. Если в 2010 году экспорт в ЕС составил 30.1% от совокупного объема, а импорт - 21.6%, то в 2021 году данные показатели равнялись 23.7% и 16.2% соответственно. Развернутых статистических данных за 2022 и первую половину 2023 года Белстат не публикует. Однако с учетом санкционного давления, полузакрытых границ и репутационных рисков можно утверждать, что внешняя торговля со странами ЕС значительно сократилась даже по сравнению с 2021 годом. По заявлению белорусского посла в России Дмитрия Крутого. Сегодня доля Украины и стран Западной Европы во внешней торговле составляет 5%.

В случае изменения политической ситуации в Беларуси и формирования позитивного диалога с ЕС можно ожидать как минимум возврата к тем объемам торговли, которые были в довоенный период. Это будет происходить даже без активных процессов в области экономической интеграции просто потому, что европейские страны являются соседями Беларуси. Белорусские компании могут минимизировать затраты на логистику при работе с европейскими, а не китайскими, к примеру, партнерами. Белорусский бизнес также получит возможности для проникновения на емкий европейский рынок. Кроме того, начало открытого диалога с ЕС будет стимулировать кооперацию приграничных районов Беларуси с ЕС.

Помимо экспорта нефтепродуктов, ИТ разработок и продуктов деревообрабатывающей промышленности можно говорить о поставках продукции легкой и пищевой промышленности.  В любом случае по ряду товарных позиций возможность экспорта в страны ЕС будет зависеть от соблюдения европейских стандартов в области экологии, безопасности, качества и др.  При создании благоприятного инвестиционного климата можно также ожидать притока иностранных инвестиций из европейских стран.

Что касается полноценной экономической интеграции с перспективой получения членства в Европейском союзе, то это вопрос более отдаленной перспективы, так как помимо чисто политической воли необходимо еще подготовить экономику страны для вступления в экономический союз с европейскими государствами. Следует учитывать, что кроме выгод интеграция с более развитыми странами может принести и определенные потери, такие как миграция трудовых ресурсов и высокая конкуренция западных аналогов с отечественными товарами на внутреннем рынке.

Однако грамотный и своевременно начатый процесс экономического сотрудничества сможет минимизировать возможные издержки и максимизировать выгоды.

Насколько эффективны санкции в отношении с Беларуси? Ведь Беларусь все еще торгует с другими странами?

- В данном вопросе нужно понимать, что от санкций нельзя ожидать полного коллапса экономики. Например, Иран достаточно давно “живет” под санкциями. Однако неверно думать, что экономика там не работает и никто с ними не сотрудничает. Санкции - это по сути реакция других стран на какие-то недопустимые вещи, которые происходят в конкретном государстве. Будь то посадка самолета Ryanair или оказание помощи России в военном конфликте. Санкции не могут полностью заморозить экономическую активность, но страдать от них страна в любом случае будет. Беларусь в данном случае не исключение.

Причем последствия от санкций могут проявляться не сразу, а эффект от них будет иметь как прямые, так и опосредованные последствия. Например, введение ограничений на торговлю нефтепродуктами и калийными удобрениями привело к тому, что белорусским предприятиям пришлось срочно искать новые рынки сбыта. При этом оказалось, что более дружественные страны готовы купить у Беларуси калий при условии определенного дисконта. Параллельно в несколько раз возросли логистические издержки. В результате о прибыльности прошлых лет придется забыть. Дополнительной проблемой становится закрытие для белорусских поставщиков литовских портов, а также введение ограничений на международные транзакции в свободно-конвертируемых валютах, таких как доллар США и евро. К вышеприведенным трудностям следует добавить санкции в отношении других компаний, таких как Белкоммунмаш, Белавиа, Белшина и др. Опосредованное влияние санкций проявляется в нежелании иностранных компаний работать с беларусскими фирмами из-за репутационных рисков. Например, ИТ-сектор не попал напрямую под европейские и американские санкции. Однако из-за отказа многих иностранных заказчиков сотрудничать с резидентами Беларуси ряд ИТ-компаний вынуждены были полностью уйти с беларусского рынка или до минимума сократить свое присутствие на нем. В дополнение наблюдается миграция из Беларуси специалистов ИТ-сектора и не только. В результате в Беларуси сформировалась устойчивая тенденция сокращения трудовых ресурсов. Все эти процессы означают, что белорусская экономика недополучит миллионы долларов от экспорта ИТ продуктов и в результате утечки одного из самых важных ресурсов для экономики - человеческого капитала. 

Таким образом, одним из наиболее ярких проявлений последствий санкций, как прямых так и косвенных, является значительное ухудшение в 2023 году ситуации во внешней торговле. Скорее всего в конце года можно будет наблюдать отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, которое будет давить на курс белорусского рубля. Это создает дополнительные девальвационные и инфляционные риски.

Как повлияло на экономику Беларуси возросшее количество российских туристов?

- Если обратиться к официальной статистике, то можно отметить рост в 2022 году потока организованных туристов и экскурсантов в годовом выражении. Количество въехавших составило около 143 тыс. человек по сравнению с 71.4 тыс. человек годом ранее. Из общего числа въехавших основную часть составили россияне (136 тыс.  в 2022 г.). В то же время, если обратиться к данным за 2019 год, количество людей пожелавших посетить Беларусь в туристических целях составило 405.5 тысяч человек. При этом количество организованных туристов и экскурсантов из России в данный период составило 217 тыс. человек.  Таким образом, можно говорить о том, что в 2022 году наблюдалось увеличение общего числа въехавших в страну организованных туристов по сравнению с 2021 годом. Однако их количество по-прежнему в несколько раз меньше чем в 2019 году. Надежда на то, что за счет россиян можно нарастить объемы организованного туризма до доковидных размеров пока не сбывается. Следует учитывать, что помимо организованного туризма есть еще самостоятельные поездки людей, а также поездки по бизнес-целям. Активность в этом направлении сложно подсчитать из-за отсутствия пограничного контроля между Россией и Беларусью. По словам члена правления Республиканского союза туриндустрии Алексея Стрельченко, по статистике Погранкомитета, Беларусь в 2022 году посетили 459 тыс. россиян, однако при анализе загрузки отелей, экспорта туруслуг и других показателей общее количество россиян, посетивших Беларусь в 2022 году может составлять около 1 млн. человек. В 2023 году Алексей Стрельченко ожидает увеличение данного показателя на 25-30%. Исходя из этих данных можно утверждать, что россияне оказывают положительное влияние на туристическую индустрию страны. Турпоток из России позволяет обеспечивать загрузку белорусских гостиниц, санаториев, домов отдыха. Он создает дополнительный спрос на рынке краткосрочного арендного жилья, в общепите, розничной торговле. С другой стороны, россияне активно посещали Беларусь и в допандемийный период. Кроме того, если ориентироваться на данные организованного туризма, то туристический поток из России еще не восстановился в полном размере по сравнению с 2019 годом. А это означает, что россияне могут поддержать туристическую отрасль страны, но пока о ее дальнейшем развитии речи не идет.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: