Пока в Беларуси принимаются поправки, облегчающие госорганам закупки из одного источника, в России призывают их свернуть.
В 2022 году правительство России антисанкционными поправками к законодательству масштабировало практику неконкурентных закупок у единственного поставщика, разрешив федеральным ведомствам и регионам самостоятельно определять случаи таких закупок, пишет «Коммерсантъ».
По данным Минфина, к сентябрю 2023 года на «истинные» (действительно мотивированные санкциями) закупки у единственного поставщика приходилось 30% всех закупок в количественном выражении и 28% в стоимостном. В 2022 году это соотношение составляло 28% в количестве и 24% в деньгах, в 2021-м — 31% и 19% соответственно.
По данным Минфина, на закупки у едпоставщика по 46-ФЗ на начало сентября приходилось 0,8% от числа всех контрактов и 7,3% в деньгах, то есть речь идет о довольно крупных договорах.
Заместитель главы Минфина Алексей Лавров при этом отмечает большие межрегиональные отличия в использовании инструмента — доля таких закупок в регионах варьируется от нуля до 70%, что свидетельствует о том, что инструмент применяется не по назначению. «Статистически доказано, что эти контракты обходятся дороже за счет внесения неограниченного количества изменений, дольше исполняются, у них больше объем продлений»,— поясняет он.
В финансовом блоке правительства считают, что продлевать действие механизма не нужно, но готовы к обсуждению вариантов.
Напомним, в Беларуси поправки в закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» парламент уже принял в первом чтении. Государственным организациям будет разрешено воспользоваться процедурой закупки из одного источника в случаях, «когда проведение конкурентных процедур закупок по экономическим причинам невозможно».
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.