Евгений Прейгерман: Запад не понимает, что Беларусь стремится не к России, а к нейтралитету

16 октября 2023
Thinktanks.by
Политика

Беларуси пришлось примкнуть к России, потому что Запад не оставил ей выбора. При этом власти страны хотели бы «хеджировать» свою внешнюю политику.

Об этом глава площадки «Минский диалог» Евгений Прейгерман пишет в своей статье, опубликованной в The Oxford University Politics Blog.

Западные политологи ошибаются

В статье говорится, что Беларусь воспринимается Западом как государство-сателлит России, плацдарм для гибридных угроз, включая нелегальную миграцию в ЕС, и со-агрессор в войне Москвы с Украиной.

«Согласно этой логике, априори злонамеренный, недемократический режим Лукашенко является глубоко антизападным и поэтому будет использовать любую возможность, чтобы нанести вред интересам Запада, одновременно служа интересам других автократов, таких как Россия и Китай. Эта предпосылка настолько прочно укоренилась в западной политической мысли, что, похоже, мало кто ее подвергает сомнению», - отмечает аналитик.

Евгений Прейгерман предлагает обратиться к недавнему прошлому, когда происходили волны сближения и отдаления Минска и Запада. «Самое показательное, что с каждым потеплением в отношениях между Беларусью и Западом происходило постепенное, не необратимое, но все же видимое улучшение ситуации с правами человека и политическими свободами в Беларуси. Сотрудничество с Западом, в том числе по вопросам экономики и региональной безопасности, удовлетворяло обе стороны, а риторика Минска в отношении ЕС и США становилась явно более дружественной. И все это происходило при власти Лукашенко», - подчеркивает автор.

На Западе, по мнению автора, не пытаются понять, почему Беларусь, которая всего несколько лет назад считала сближение с Западом приоритетом внешней политики, отказывалась однозначно занимать чью-либо сторону в противостоянии Запада и России и позиционировала себя как «восточноевропейскую Швейцарию», настолько резко изменила курс по отношению к Западу.

Запад не замечает белорусского стремления к нейтралитету

По мнению эксперта, западные аналитики не могут осознать основополагающую логику внешней политики небольших государств в сложных геополитических условиях – хеджирование.

Автор объясняет белорусскую внешнюю политику «хеджирования» так: «Вместо того, чтобы делать четкий выбор между более традиционными вариантами – примыканием к более сильным акторам или балансированием против них – хеджеры пытаются овладеть искусством одновременного сочетания тесного сотрудничества с этими игроками и сопротивления их давлению».

Беларусь такую политику вела в период с 2008 по 2020 годы. Вероятно, наиболее важным элементом в ее наборе инструментов хеджирования был ситуационный нейтралитет в российско-украинском конфликте, который Беларусь сохраняла до конца 2021 года.

«Запад мог бы помогать хеджерам совершенствовать их внешнеполитическую стратегию, получая от этого лишь выгоду. Однако вместо этого западные страны скорее препятствуют хеджированию, что в итоге лишь ухудшает стратегическое положение и интересы безопасности самого Запада. Случай с Беларусью является ярким тому примером», - пишет Евгений Прейгерман.

Хеджирование закончилось, и виноват в этом Запад

Однако к концу 2020 года набор инструментов хеджирования Беларуси начал сокращаться и теперь практически исчез, уступив место политике примыкания к Москве. 

Причины тому две — усилившаяся геополитическая напряженность в регионе и западные санкции. Это сделало Москву единственным партнером для Беларуси, «фактически разбив надежды страны сохранить хотя бы какие-то инструменты хеджирования».

«Однако правительство Лукашенко объективно заинтересовано в сохранении хотя бы некоторых из этих инструментов, чтобы снова воспользоваться преимуществами хеджирования, когда позволят обстоятельства», - считает эксперт.

Евгений Прейгерман полагает, что Запад может вернуть белорусскому режиму возможность хеджирования, сняв санкции.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: