Почти половина людей не желает знать о последствиях своих решений

29 октября 2023
Thinktanks.by
В мире

Ученые из Нидерландов провели метаанализ 56 исследований и пришли к выводам, что около 40% людей сознательно решают не знать о последствиях своего выбора, который влияет на других.

Они избегают информации о негативных последствиях своих действий, чтобы оправдать эгоизм. Такое поведение называют умышленным или преднамеренным невежеством. Результаты исследования опубликованы в Psychological Bulletin.

Люди не хотят знать, этично ли производство товаров, которые они покупают, отрицают изменение климата, чтобы не менять образ жизни, и избегают информации об условиях содержания сельскохозяйственных животных.

Также оказалось, что люди чаще делают альтруистический выбор, если они сами решали узнать информацию о последствиях своих действий, чем если получили ее случайно.

Еще в 2006 году ученые из США придумали и протестировали парадигму для измерения умышленного невежества. Они предлагали участникам эксперимента выбрать денежное вознаграждение, которые они получат, и в то же время денежное вознаграждение получал и другой человек. Сумма вознаграждения второго зависела от выбора первого. Например, тот, кто принимал решение, мог взять 5 долларов, и тогда другой получил бы такую же сумму (альтруистичный вариант). Также он мог взять 6 долларов, но в таком случае второй бы получил только доллар (эгоистичный вариант). Участники, принимающие решения в одном случае сразу знали, к каким результатам приведет каждый их выбор. В другом случае участники знали лишь суммы, которые может получить другой, но не знали, при каких условиях. Однако можно было спросить — и это было бесплатно. В том эксперименте 74 процента людей действовали альтруистично, если знали о последствиях выбора. В то же время 44 процента людей выбрали не узнавать о последствиях, когда у них была такая возможность. При этом доля эгоистичного выбора увеличилась почти вдвое. Авторы пришли к выводу, что люди сознательно избегают информации, чтобы оправдать свой эгоизм — то есть чтобы выбрать вариант, который принесет им больше денег.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: