Почему Китай не оказался спасением для российской экономики?

Китай понимает, что он стал для России безальтернативным покупателем сырьевых товаров и продавцом высокотехнологичных. А значит, может диктовать свои условия.

В этом году товарооборот между Россией и Китаем почти удвоился, превысив $200 млрд. В результате не только Пекин укрепил позиции главного торгового партнера Москвы, но и РФ стала шестым по величине рынком для КНР после ЕС, США, Японии, Южной Кореи и Тайваня, пишет «Коммерсантъ».

Китай готов покупать лишь со скидкой

Однако потенциал роста российского экспорта в КНР, который в основном состоит из сырьевых и, прежде всего, энергетических товаров, на ближайшее время близок к исчерпанию. Если для экспортеров нефти Urals поставки в Китай просто менее прибыльны, чем в Индию или Турцию, то для производителей стали и алюминия они в этом году зачастую были просто нерентабельными.

Схожая ситуация по древесине, где дорогая логистика и низкие цены на китайском рынке уничтожают маржу экспортеров, из-за чего поставки в КНР по итогам года вырастут только на 3%.

Чтобы дать новый толчок экспорту, необходимы совместные проекты и подписание новых крупных контрактов, однако китайские компании не спешат это делать, предпочитая поддерживать чисто торговую логику взаимоотношений.

Наиболее яркой иллюстрацией такого подхода является затягивание переговоров по газопроводу «Сила Сибири-2», который будет проходить через Монголию. Сначала надежды на то, что контракт будет подписан, возлагались на визит Си Цзиньпина в Москву в марте, затем на ответный визит Владимира Путина в Пекин в октябре, а после — на визит премьера Михаила Мишустина в Китай 18 декабря. По итогам вице-премьер Александр Новак в очередной раз сообщил, что на переговорах стороны «подчеркнули важность скорейшего достижения договоренностей».

Основное препятствие для заключения контракта — стремление Китая максимально снизить стоимость газа. Китайская сторона понимает, что «Газпрому» нужно срочно найти рынок сбыта для своего газа из Западной Сибири, в то время как у Китая есть и другие варианты поставок, включая СПГ.

Неравноценная замена европейским товарам

Важнейшей статьей импорта из Китая стали автомобили и компоненты: российские автоконцерны в целом с успехом находили китайских поставщиков, порой им удавалось получить полные копии западных компонентов под другим названием.

Но требования к качеству комплектующих и особенно к послепродажному обслуживанию автомобилей пока сильно отличаются от того, к чему привыкли российские автоконцерны и дистрибуторы.

В некоторых секторах китайские промышленные товары стали абсолютно безальтернативными. Так произошло на рынке газопоршневых электростанций: после ухода западных поставщиков промышленность была вынуждена переходить на китайские бренды, ранее никого не интересовавшие. Китайцы тут же воспользовались ситуацией и повысили цены до уровня европейских марок, хотя по техническим показателям не дотягивают до них. 

Кроме того, рост китайского импорта начинает входить в противоречие с интересами российской промышленности, например, железнодорожном машиностроении. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: