Как отразятся новые ограничения на перспективах автомобильного рынка

18 июня 2024
Анастасия Лузгина, старший научный сотрудник BEROC, колумнист “Беларусь. Экспертиза”
Экономика

В первом полугодии страны ЕС ввели ряд ограничений на провоз автомобилей в Беларусь.

В этом же периоде белорусские власти внесли изменения по утилизационному сбору. Наши коллеги из проекта «Беларусь. Экспертиза» проанализировали нововведения и посмотрели, как это может отразиться на белорусском рынке автомобилей.

Как изменились правила в ЕС

Польша стала первой страной, которая ужесточила с 23 марта 2024 года вывоз автомобилей через свою границу в Беларусь. Ограничения коснулись машин на транзитных номерах с объемом двигателя более 1.9 л или стоимостью свыше 50 тыс. евро. Несколькими днями позже аналогичные изменения ввели Литва и Латвия.

Для провоза таких автомобилей необходимо теперь предоставлять большой пакет документов, включая договор, счет-фактуру, банковские выписки, информацию о реальном получателе, подтверждение производителя или экспортера о том, что он знает куда направляется товар и не нарушает санкционный режим.

Данные ограничения европейские страны вводят, чтобы предотвратить обход Беларусью санкций в пользу России. Дело в том, что после того страны ЕС запретили ввоз в РФ люксовые автомобили, стал наблюдаться активный рост экспорта машин в Беларусь.

Согласно данным Евростата, если в 2021 году из ЕС в Беларусь было ввезено легковых транспортных средств на 327 млн. евро, то за 2022 год белорусы нарастили потребление европейских автомобилей до 1.46 млрд. евро, а за 9 месяцев 2023 года объем ввоза составил 1.7 млрд. евро. При этом основными странами, откуда следовали машины в Беларусь являлись Германия, Литва и Польша. На них пришлось 97% всех ввезенных транспортных средств.

Источник: Евростат

С 3 июня Литва усилила введенные ранее ограничения, перестав пропускать автомобили на транзитных номерах младше 5 лет. Однако впоследствии появилась информация, что оформление автомобилей с объемом двигателя до 1.9 литра все же стало восстанавливаться.

Дополнительные ограничения ввели уже белорусские чиновники.  С 1 апреля вслед за Россией в республике были подняты ставки утилизационного сбора. Кроме того, изменился подход по расчету ставок утилизационного сбора.  Если раньше все ввозимые машины делились на автомобили до 3 лет, от 3 до 7 лет и свыше 7 лет, то по новым правилам ставки отличаются на автомобили до трех лет и старше трех лет. Рост ставок не затронул только ввозимые автомобили для личного использования, автомобили из стран ЕАЭС, а также электромобили.  Во всех остальных случаях платежи по утилизационному сбору на импортные транспортные средства серьезно увеличились.

Тип автомобиля

Ставка сбора до изменений (рублей)

Ставка сбора после изменений (рублей)

Новые автомобили с малым объемом двигателя менее 1000 куб. см

1652.2

3145.69

Автомобили старше трех лет с малым объемом двигателя менее 1000 куб. см

5771.7

8026.93

Новые автомобили с объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см.

6 115.2

11 645

Автомобили старше трех лет с объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см.

8995.1

20 485

Новые автомобили с объемом двигателя от 2000 до 3000 куб. см.

9652.7

32 727.55

Автомобили старше трех лет с объемом двигателя от 2000 до 3000 куб. см.

17554.7

49548.46

Как все эти изменения отразятся на рынке

От данных нововведений пострадают больше всего официальные дилеры, компании и индивидуальные предприниматели, которые занимаются поставками автомобилей из-за пределов ЕАЭС.

С учетом ограничений, введенных странами ЕС, сложнее и дороже всего станет провоз европейских и американских автомобилей до 5 лет с объёмом двигателя более 1.9 литра. Для личных целей провозить их будет затруднительно ввиду сложности получения всех необходимых документов, а заказывать у дилера станет теперь дороже. В этой связи в сегменте европейских и американских машин с объемами двигателя 2 литра и более может постепенно возрасти доля продаж более старых транспортных средств на неорганизованном рынке.

Параллельно будет по-прежнему расширяться сегмент российских автомобилей, а также китайских транспортных средств отечественной сборки. Если раньше белорусы предпочитали европейские марки, то сейчас людям со средними доходами придется в основном выбирать между моделями ВАЗ и  BelGee.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: