Фото: пресс-служба правительства России

BISS: Москва предлагает Минску набраться терпения

20 июля 2016
Thinktanks.by
Политика
Фото: пресс-служба правительства России

Отношения между официальными Беларусью и Россий становятся все более сложными.

С одной стороны, у России все меньше реальных рычагов влияния на Беларусь, а у Беларуси все меньше оснований испытывать удовлетворенность от союзнических отношений. С другой —  противостояние России с западным миром все чаще побуждает ее пользоваться «запрещенными приемами», разного рода провокациями.

В отношении Беларуси, особенно  в области военной безопасности, такие провокации уже применяются, чтобы убедить западных партнеров в неспособности Беларуси обеспечивать нейтральную позицию в этом противостоянии. Поэтому, отмечают эксперты BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, в этих вопросах Беларуси предстоит весьма сложное позиционирование – как в части уведомления касательно предстоящих учений, так и предупреждения возможных дальнейших провокаций или своевременной и точной реакции на них. В целом же эта сфера будет оставаться весьма чувствительной и сложной до тех пор, пока противостояние Москвы и НАТО не стабилизируется, либо не начнется нормализация отношений.

Эксперты также констатируют, что в  торговле между Беларусью и Россией за январь-май 2016 г. темпы восстановления экспорта в РФ по-прежнему несколько превышают темпы восстановления импорта из России. Товарооборот за январь-май составил 9,8 млрд долл. США (88,9% к прошлому году), экспорт — 3,8 млрд долл. США (94,7%), импорт — 6 млрд долл. США (85,6%). По автомобилям и сельскохозяйственной технике стоимостный объем импорта превышает прошлогодние показатели и все менее существенно уступает количественным. С экспортными ценами на продукты на российском рынке ситуация также постепенно выправляется,  но пока стоимостный объем большинства продуктов не достиг прошлогодних показателей,  в то время как количественный давно превысил их. Вместе с тем  сальдо в торговле с Россией остается отрицательным и нарастает месяц от месяца.

Неутешительные итоги торговли мотивировали белорусское руководство яснее озвучивать свое разочарование от участия в ЕАЭС. Так, 12 мая на заседании совета министров Союзного государства Беларуси и России об этом говорил Андрей Кобяков, эти же обвинения повторил Александр Лукашенко на саммите ЕАЭС в Астане и на заседании госсовета Союзного государствав Минске. Москва оправдывается внешними факторами и фактически ничего не предлагает в качестве компенсации, предлагая просто набраться терпения в ожидании улучшения внешней конъюнктуры. Вопрос — в чем преимущество быть участником ЕАЭС, если только внешняя конъюнктура ответственна за состояние торговли внутри Союза — пока не поднимается.

Отдельный сюжет — долги Беларуси за газ. Белорусские плательщики недоплачивают с 1 января «Газпром трансгаз Беларусь» (100% собственность Газпрома) по тарифу 132 долл. за тыс. куб м, выставленным монополией для белорусских плательщиков, в то время как «Газпром трансгаз Беларусь» своевременно и в полном объеме оплачивает поставки газа в Беларусь материнской компании. «Газпром трансгаз Беларусь» подал иск в арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате на облгазы Беларуси, чтобы взыскать долги в размере 250 млн долл. США, образовавшиеся из-за разницы в оплате. Иными словами, облгазы фактически самостоятельно для себя определили тарифы на газ в расчете, что переговоры Минэнерго с «Газпром трансгаз Беларусь» приведут к успеху. По всей видимости, облгазы не стали просто индексировать газовый тариф через доллар, а определили его напрямую через российский рубль (как это называется в Беларуси — списали курсовую разницу). По разным источникам, долг белорусских предприятий газпромовской дочке составляет от 47,9 млн долл. США (председатель правления «Газпром» А. Миллер, 30 июня) до 125 млн долл. США (иск в арбитраж от «Газпром трансгаз Беларусь» (май). К спору подключилось правительство России в лице А. Дворковича, который заявил о снижении поставок нефти в Беларусь из-за недоплаты за газ (при том, что А. Миллер неоднократно подчеркивал, что «Газпром» всю оплату получает сполна, недополучает ее только «Газпром трансгаз Беларусь») и из-за недопоставок нефтепродуктов из Беларуси в РФ.

И действительно, объемы поставки нефти в Беларусь снизились с 1 июля. «Белнефтехим» немедленно заявил, что соглашения о поставке нефти в Беларусь не имеют привязки к газовым вопросам и в свою очередь вступил в переговоры с Минэнерго России.  Таким образом, фактически на сегодня имеются два спора – по нефти и по газу.

Газовый спор, отмечают аналитики, предсказуемо затянулся — в нем пока ни одна из сторон не располагает решающим преимуществом. Вопросы доступа белорусской продукции на российский рынок по-прежнему решаются двойственно: в целом доступ расширяется, но движение по предоставлению белорусской продукции статуса«национальной» на рынке РФ застопорилось. Как считают эксперты BISS, по газовому вопросу компромиссное решение возможно в области, приближенной к позициям российской стороны: оплата задолженности и, возможно, некоторое снижение цен во 2 полугодии. Для этого у белорусской стороны имеются определенные аргументы. Во-первых, цена для Беларуси включает весьма высокие в долларовом выражении тарифы на доставку из Ямала в Беларусь по территории РФ. Во-вторых, Газпром неоднократно снижал и снижает цены многим своим потребителям, включая потребителей стран ЕАЭС (Армения). Вряд ли этих аргументов достаточно для пересмотра цен задним числом, но пересмотр их на 2 полугодие позволит белорусским потребителям аккумулировать средства.

А вот по нефти у Беларуси намного более сильная позиция. Действия Минэнерго РФ фактически отвязаны от всех соглашений и выглядят как демонстративно дисциплинарная мера. Кроме того, если позиция Беларуси в транзите российского газа в РФ не исключительная (и труба принадлежит России, и доля транзита по белорусской территории не решающая), то по транзиту российской нефти — исключительная. В этом вопросе реальное давление Москвы маловероятно и опасно для нее самой.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: