фото Радио Свобода

Евгений Прейгерман: Чуда, что власти вдруг начнут уступать Западу по всем позициям, не будет

23 мая 2018
Виталий Цыганков, радио "Свобода" / перевод Thinktanks.by
Политика
фото Радио Свобода

О "Минском диалоге", сегодняшнем форуме, приглашении на него Лукашенко, новой переговорной площадке и "экспертно-дипломатическом консенсусе".

Гость «Интервью недели» (передача Радио "Свобода" - прим. Thinktanks.by) - руководитель экспертной инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман. Он рассказывает, как удалось пригласить на форум «Минского диалога» Александра Лукашенко, объясняет, в чем причина паузы в отношениях между Беларусью и Западом, и заявляет, что остается независимым аналитиком, несмотря на то, что его мысль часто совпадает с официальной.

«Мы на экспертном уровне хотели бы вырабатывать здесь идеи и закреплять за Минском статус нейтральной площадки»

- Что такое «Минский диалог», какие задачи ставят перед собой организаторы форума, который пройдет в белорусском столице 23-25 ​​мая?

- Это экспертная площадка, которая работает уже более трех лет. И цели такие же, как и цели форума, который мы будем проводить 23-25 мая .

Первая цель - региональная. Сама идея Минского диалога возникла, когда столица Беларуси в конце августа 2014 года впервые принимала переговоры по Украине. И тогда экспертной общественности было очевидно, что, кроме официального формата, должен быть «второй трек» дипломатии, который в первую очередь собирает НЕ официальных лиц, а бывших дипломатов, экспертов. Так как они более гибкие, более креативные по сравнению с официальными представителями сторон.

Вторая цель касается непосредственно Беларуси и белорусского безопасности в региональной ситуации. Когда начинаются какие-то конфликты между большими геополитическими игроками, то малые страны между ними в определенный момент могут быть втянуты в такие конфликты по принципу, что никто в них не спросит. Это не означает, что кто-то скоро захочет атаковать такую ​​страну, но вопрос суверенитета может стать настолько актуальным, что сама страна может не иметь никаких ресурсов, чтобы суверенитет обеспечивать.

Поэтому она может или быть втянутой в этот конфликт, или стараться оставаться вне конфликтом и расширять свое поле для внешнеполитического маневра. Кажется, что в национальных интересах Беларуси придерживаться именно этой, второй линии. Мы на экспертном уровне хотели бы помогать вырабатывать здесь идеи и закреплять за Минском статус нейтральной площадки.

- Было объявлено , что на форуме выступит Александр Лукашенко. Как вам, организатором, удалось этого добиться? Станет ли это традицией для «Минского диалога»?

- Нам вообще хотелось бы, чтобы традицией ежегодного форума стала выступление на нем не только экспертов, но и главных политиков. Для того, чтобы добавить этой площадке и политического веса, - хотелось бы, чтобы здесь выступала как можно больше действующих политиков, глав государств и структур.

Как нам удалось этого добиться? 

Полагаю, за три года работы мы продемонстрировали всем, что хотим и можем выстраивать профессиональную серьезную площадку. К тому же полтора года назад «был разговор с президентом» в прямом телеэфире, где я публично этот вопрос поставил. Лукашенко тогда дал положительный ответ, и настоящее его запланирован выступление можно рассматривать как продолжение того обетования, которое было дано полтора года назад.

- Кто выступает главным финансовым спонсором этого форума, который, очевидно, требует довольно много материальных затрат?

- У нас всего 13, если не ошибаюсь, партнеров. Но главный спонсор, и мы можем об этом с большой благодарностью говорить, - это немецкий Фонд Аденауэра.

«Если моя мысль совпадает с позицией МИД Беларуси, - это не значит, что я стал меньше независимым»

- Представители белорусского власти в последнее время выделяют инициативу «нового Хельсинки», согласно которой Беларусь может стать центром переговорного процесса, который может в итоге привести к большим международных договоров. Но многие эксперты относятся к этому с скептицизмом, заявляя, что для такой роли Беларуси в силу многих объективных причин сегодня нет никаких оснований.

- Я лично и мы в «Минском диалога» к этому относимся очень практично. Есть понимание, что для Беларуси с учетом нарастания конфликта между Западом и Россией есть две мадальнасьци дальнейшего международной жизни.

Первая - стать частью этого конфликта. И тут понятно. что мы имеем конкретные военно-политические обязательства перед Россией. И если мы становимся частью этого конфликта, то просто выполняем эти обязательства. И тогда начинаются процессы вроде того, что Россия размещает здесь свои базы, а страны НАТО дополнительно нацеливают свое оружие на территорию Беларуси, и так далее.

Вторая модальность - Беларусь пытается изо всех сил оставаться переговорной площадкой, оставаться вне конфликта. Мне кажется, что эта вторая опция намного более приятная, в большей степени соответствует белорусским национальным интересам. И через нашу экспертную площадку мы также хотели бы помочь тому, чтобы вторая модальность развивалась.

- Вас традиционно в эфирах Радио Свобода представляли как независимого эксперта. Но не чувствуете ли вы, что за последние годы, с учетом работы в «Минском диалога», ваша экспертная мысль все чаще совпадает с мнением официальных белорусских властей, с мнением Министерства иностранных дел? Среди коллег временем уже звучит ирония - «Зачем спрашивать в МИД, можно спросить Мельенцова или Прейгерман, у них позиция обычно та самая».

- Я не живу в черно-белом мире. У меня есть понимание того, что является интересами Беларуси, и если это совпадает с позицией белорусского МИД - это не есть каким-то индикатором того, что я или Денис Мельянцов в чем-то стали менее независимыми. Если я скажу то, что думаю, и так же думает МИД - это означает, что у нас формируется экспертно-дипломатический консенсус.

И если мы обратим внимание в целом на дискуссию, которая в обществе разворачивается последние годы, то, мне кажется, этот консенсус выходит далеко за пределы белорусского МИД. И большинство экспертов, если профессионально относятся к этому вопросу, будут более-менее иметь те же позиции, что и мы.

«Очень важно в этом отношении не ждать никаких чудес»

- В 2015 году белорусское руководство начало политику нормализации отношений с Западом. Делались довольно активные и заметные шаги навстречу. Но теперь и в белорусских политиков, и у иностранных дипломатов есть ощущение какого-то ступора, ощущение, что в последние месяцы нет никакого существенного прогресса. Кажется, обе стороны уперлись в какой-то стена, которая более прочный, чем представлялось. Потому что есть определенные расхождения в принципах, политических системах, которые никто не собирается менять.

- Я немножко по-другому описал бы то, что происходит в последние месяцы в отношениях Беларуси и Евросоюза. С одной стороны, мы наблюдаем очень хорошую динамику по сотрудничеству в различных тематических проектах, отраслевых диалогах, - это все развивается как никогда прежде.

С другой стороны, мы действительно уперлись в определенный стену, когда дело касается больших знаковых решений и соглашений. В первую очередь речь идет о приоритетах партнерства, документ, который должен был бы продолжить работу Координационного Совета между Беларусью и ЕС. Вот уже где-то год этот документ никак не подписывается. Но причина этого - не в разных ценностях или политических системах. Причина очень проста - Литва заняла жесткую позицию: не допускать подписания этого документа, пока Беларусь не сделает уступок по АЭС. И пока неизвестно, как это вообще можно решить.

Другая проблема касается соглашения по визовой тематике, упрощения визового режима, реадмиссии и так далее. 

Там также есть технические причины, но серьезного типа, принципиальные для сторон.

Я полагаю, что нет никакого другого выхода, кроме как продолжение переговоров, продолжение динамики, что касается проектов. Естественно, никуда не делась разное восприятие политических ценностей. Это всегда было между Минском и Брюсселем, и за один день это никуда не денется.

Очень важно в этом отношении не ждать никаких чудес. Ведь чудес не бывает. Нельзя ожидать, что Евросоюз что-то такое предлагает, что сделает Беларусь новой страной. И чудес не будет в том смысле, что белорусская сторона вдруг начнет уступать по всем позициям, которые считает для себя важными.

Более того, быстрая динамика перемен может даже принести неожиданные проблемы - из-за того, что Беларусь в таком тяжелом геополитическом положении. Если бы можно было обеспечить стабильный, но, может, и не очень быстрое движение вперед - то это было бы хорошо для всех сторон.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: