Почему Россия объявила войну белорусской "молочке"?

22 августа 2016
Юрий Дзенич, Thinktanks.by
Экономика

Россельхознадзор не склонен закрывать глаза на нарушения белорусской стороны, потому что через Беларусь транзитом пошли огромные потоки западной продукции. Но есть у нас и собственные "проколы".

С  18 августа российская Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ввела временные ограничения на поставки в РФ продукции четырех белорусских предприятий — СООО "Белсыр", ООО "Биоком", ГП "Молочный гостинец" и  ОАО "Полоцкий молочный комбинат".

Как сообщает пресс-служба Россельхознадзора, ограничения вводятся "в связи с выявленными грубыми нарушениями при перемещении товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, а также нарушениями ветеринарно-санитарных требований и норм Евразийского экономического союза".

С 13 августа Россельхознадзор приостанавил поставки молочной продукции трех белорусских предприятий: Волковысское ОАО "Беллакт", ОАО "Рогачевский молочно-консервный комбинат" и ПУП "Калинковичский молочный комбинат". Белорусским производителям вменяется в вину фальсификация и продукции, и деклараций соответствия.

А в середине июля Беларусь отозвала декларации соответствия на продукцию 15 поставщиков сухого молока в Россию.

Вообще молочные конфликты между Беларусью и Россией приобрели хронический характер. Что же произошло: резко упало качество белорусского молока, Россия защищает своих сельхозпроизводителей, а может, в основе молочных войн лежит пресловутая политика?

Thinktanks.by вместе с экспертом Андреем Елисеевым попытался выяснить, что на самом деле происходит на белорусско-российском молочном фронте.

- Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что настало время подвергнуть серьезной ревизии и российскую, и белорусскую систему выдачи деклараций соответствия. О чем идет речь?

- Как государство-член Евразийского экономического союза Беларусь должна соблюдать нормы евразийского законодательства. В данном случае речь о техническом регламенте “О безопасности молока и молочной продукции”. Это 200-страничный документ, который определяет самые разные характеристики молочных товаров в евразийских странах. Например, допустимые уровни содержания в молоке различных веществ. Техрегламент также регулирует правила производства, хранения, перевозки и реализации молочных товаров, включая вид упаковки, и что на ней должно быть написано.

Оценивать, соответствует ли продукция требованиям технического регламента, призвано так называемое декларирование соответствия. Это значит, что сам производитель продукции должен подготовить для органа по сертификации (в случае Беларуси, это Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода) комплект документов, который доказывает, что продукция качественная и норм не нарушает.

Документы включают в себя, в том числе, протоколы лабораторных исследований, копии документов о госрегистрации, договор поставки или товаросопроводительная документация, из которой видно, что речь идёт о конкретной проверенной партии молочной продукции. Есть  также утверждённая евразийскими органами форма и правила, как нужно оформлять декларацию о соответствии.

В итоге зарегистрированная декларация сертификации – это знак качества, доказательство, что продукция как следует проверена.  Если речь идёт о серийной продукции, то срок действия такой декларации составляет до трёх лет, если о партии, то срок действия такой декларации равен сроку годности этой молочной продукции.

В последнее время многие белорусские предприятия отправляли на продажу в Россию продукцию, которая не прошла необходимый контроль. Управления Россельхознадзора выявили, что сопроводительные документы не были готовы как следует. Из них неясно, на какие именно партии продукции были выданы декларации соответствия.

Иными словами, ряд белорусских предприятий погнали на российский рынок продукцию, которую должным образом не проверили в лабораториях, а к ней приложили разрешительные документы на более ранние, "чистые" партии, под видом честным способом зарегистрированных новых деклараций. То есть, произошёл обман и подлог, о чём Россельхознадзор и его руководитель, не стесняясь в выражениях, и заявил. Поэтому российское ведомство потребовало отозвать уже полученные сертификаты соответствия у попавшихся предприятий и ограничило им доступ на российский рынок.

Речь идёт ещё и о том, что о таком подлоге белорусские государственные органы якобы не знали. То есть, за самоуправство ответственны исключительно предприятия, обманувшие и белорусскую систему контроля, и российскую. Поэтому неудивительно, что руководитель Россельхознадзора выступает за пересмотр существующей системы надзора, чтобы лазеек и подобных повторных случаев не было.

- В середине июля Беларусь отозвала декларации соответствия на продукцию 15 поставщиков сухого молока в РФ. И вообще, за последний год, похоже, не проходило и месяца, чтобы у российской стороны не возникало претензий к белорусской молочной продукции. С чем это связано?

- Июльский случай качественно отличается от более недавнего, августовского. В первом случае Россельхознадзор принял такое решение по той причине, что выявил нарушения качества и безопасности продукции белорусских предприятий. В частности, неоднократно фиксировали превышение нормы содержания белков в сухом молоке. А во втором случае речь идёт о подлоге деклараций соответствия. Вместо того, чтобы заново, как положено, пройти процедуру декларирования соответствия, белорусские предприятия фактически подделали такие документы.

Судя о том, что официальных опровержений Беларусью данных российской стороны о нарушениях не было, такие нарушения, в самом деле, имели место – в обоих случаях.

В связи с санкционной войной между Западом и Украиной, с одной стороны, и Россией, с другой, российская сторона установила мобильный таможенный контроль на границах с Беларусью и регулярно проверяет самую разнообразную продукцию, следующую или непосредственно из Беларуси, или транзитом из других стран.

Можно также допустить, что Россельхознадзор не склонен закрывать глаза на разные нарушения белорусской стороны ещё и потому, что через нашу страну в Россию транзитом пошли огромные потоки западной продукции, которая находится под эмбарго, с поддельными фитосанитарными сертификатами  других стран, особенно Марокко, Балкан, Эквадора и ряда других.

- Повлияли ли претензии российской стороны на объемы поставок белорусской молочной продукции на российский рынок? По данным "Союзмолока", после введения продовольственного эмбарго Беларусь существенно увеличила поставки молочной продукции в Россию: в 2013 году в Россию из Беларуси было ввезено около 42% всех молокопродуктов, а в 2015 году - уже 83%. Какая ситуация сложилась сейчас?

- Пока претензии сводятся к конкретным отдельным предприятиям и определённой продукции (в частности, сухое молоко), это на общих объёмах поставок белорусской молочной продукции сказывается немного.

Производство молочных продуктов в Беларуси в самом деле устойчиво растёт, чему поспособствовало введённое Россией продовольственное эмбарго на западную молочную продукцию. Объём произведённой цельномолочной продукции в пересчёте на молоко в Беларуси в 2015 году составил 2 млн тонн. Для сравнения, в 2010-ом он было около 1,5 млн тонн. Экспорт молока и молочной продукции в 2015-ом году Беларусью составил  1,04 млн тонн, в 2010-ом был 604 тыс. тонн. Цифры по сыру, например, 181 тыс. тонн и 146 тыс. тонн, соответственно.

До санкционной войны между Россией и Западом российский союз производителей молока «Союзмолоко» не раз (например, в 2012 году) пытался запретить импорт белорусских сухого цельного молока и сухой молочной сыворотки в Россию в целях защиты своих производителей.  Недовольство российских производителей белорусской конкуренцией было ещё и по той причине, что уровень госсубсидий сельскому хозяйству в Беларуси намного выше, чем в России. Тогда российское министерство сельского хозяйство заявило, что в рамках Таможенного союза это невозможно. А Минск тогда же взял на себя обязательство до конца года не снижать рекомендуемые базовые цены на молочные продукты.

- Чем чревата для белорусской молочной промышленности потеря российского рынка?

- Полная потеря российского рынка имела бы для белорусской молочной промышленности катастрофические последствия, учитывая, что львиная доля продукции идёт именно в Россию. Но сейчас речь идёт об ограничительных мерах исключительно в отношении отдельных предприятий, по  которым есть конкретные факты о допущенных нарушениях. Максимум, чем пока грозил Россельхознадзор, - это возможность запрета на поставки белорусского сухого молока (но не всех молочных продуктов) в целом. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: