Павел Усов: Доклады о правах человека не влияют на политические решения в отношении Беларуси

25 мая 2017
Юрий Дзенич, Thinktanks.by
Политика

Права человека в Беларуси потеряли свою значимость сразу же после конфликта в Украине, когда стабильный авторитарный режим стал более приемлем для ЕС и Запада в целом, чем нестабильная демократия.

14 июня в Совете по правам человека ООН спецдокладчик по Беларуси Миклош Харашти представит доклад по ситуации с правами человека в Беларуси.

Миклош Харашти отмечает «быстрое и резкое ухудшение общей ситуации с правами человека в Беларуси в марте 2017 года», выражает обеспокоенность проблемой уголовной ответственности за несанкционированную общественную деятельность и возобновлением применения смертной казни.

Ситуация с правами человека и демократией не первый раз подвергается резкой критике на международной арене. Однако такая реакция не влечет серьезных последствий для официального Минска.

Станет ли исключением нынешний отчет спецдокладчика по правам человека ООН по Беларуси?

На вопросы Thinktanks.by ответил директор Центра политического анализа и прогноза Павел Усов.

- Ухудшение ситуации с правами человека в Беларуси налицо. Резкие доклады в адрес официального Минска стали уже традицией. Какой реакции следует ожидать со стороны ООН? Какие последствия повлечет доклад для официального Минска?

- Официальный Минск уже давно всерьез не воспринимает такого рода доклады и мнения международных организаций. Тем более, что подобные документы не влияют на принятие политических решений в отношении Беларуси, а ООН не в состоянии воздействовать не только на такие проблемные государства, как Беларусь, но и на более серьезные ситуации: аннексия Крыма, война на востоке Украины. Поэтому доклад Харашти – это необходимая процедура, которая не будет иметь политического и геополитического эффекта для Беларуси и вряд ли повлияет на дальнейшее развитие «диалога».

- Очень похоже, что права человека теряют свою ценность для международного сообщества при выстраивании отношений с официальным Минском. Какие критерии выходят на первый план?

- Права человека в Беларуси потеряли свою значимость сразу же после конфликта в Украине, когда стабильный авторитарный режим стал более приемлем для ЕС и Запада в целом, чем нестабильная демократия. Поэтому если репрессии в Беларуси не перерастут в кровавое побоище, Европа будет только громко вздыхать и разводить руками, говоря о важности диалога в целях «спасения» Беларуси от влияния России. Хотя подобные усилия – это иллюзии, которые не будут иметь реального геополитического воплощения, так как Европа не в состоянии противостоять Москве в борьбе за Беларусь.

- Что сегодня представляют собой белорусско-европейские отношения? Почему безусловная активизация Минска с европейскими государствами не дает значительного эффекта?

- Несомненно, белорусско-европейские отношения в последнее время достигли новых вершин. Ограниченный безвизовый режим в Беларусь, регулярные визиты европейских чиновников в Минск, разговоры о возможности председательства Беларуси в ОБСЕ (конференция ОБСЕ в Минске). Однако количество разного рода мероприятий никак не влияет на качество политической системы в Беларуси, улучшение экономической и политической ситуации, а также на геополитическое положение страны. Грядущие учения «Запад – 2017» перечеркивают все дипломатические потуги Запада.

-Способна ли европейская реал политика изменить двусторонние отношения, вывести их на новый уровень?

- Ни диалог, ни массовые визиты западных чиновников не в состоянии изменить авторитарный образ мышления Лукашенко и действий правящей элиты. Можно посмотреть на то, как выглядит ситуация в Казахстане, в Азербайджане. Отношения с этими странами носили особый характер. Казахстан председательствовал в ОБСЕ, в Азербайджане проходило Евровидение – итог известен. Уродливый характер этих режимов никак не изменился. Поэтому пока в Беларуси будет функционировать авторитарный режим – уровни визитов и их высота никакого значения иметь не будут.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: