Фото: sputnik.by

Андрей Поротников: После дела «Регнума» Минск попробует системно защищать свое информпространство

05 февраля 2018
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Политика
Фото: sputnik.by

Безусловно, процесс над авторама «Регнума» был не правовым явлением, а политическим. Значит, и решение по нему принималось не на уровне судей.

Итак, 2 февраля закончился нашумевший судебный процесс — Минский городской суд приговорил трех белорусских авторов российских ресурсов «Регнум», «Лента.ру» и «Евразия Дейли» к пяти годам лишения свободы с отсрочкой наказания на три года. Преподаватель БГУИР Юрий Павловец, главный редактор журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко и сторож из Бреста Дмитрий Алимкин признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 130 УК (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, совершенное группой лиц). Фигуранты дела были арестованы в декабре 2016 года и содержались под стражей до оглашения приговора.

Почему их?

Координатор аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников в интервью Thinktanks.by отмечает, что авторов, трактующих историю Беларуси, ее независимость с «великоросской» точки зрения и на российских ресурсах, хватало и хватает. «Почему «терпение лопнуло» именно на Шиптенко, Павловце и Алимкине? Стоит напомнить, что агентство «Регнум» (другой вопрос, насколько обоснованно) ассоциируется с определенными кругами в Кремле, - сказал Андрей Поротников. - То, что «регнумовцы» допускали довольно резкие сомнения в белорусской государственности, в союзничестве Минска, воспринималось как проявление умонастроений в российских верхах, почти как официально принимаемый дискурс. В итоге Минск почувствовал необходимым провести красную линию, за которую переходить нельзя. Власти в первую очередь обеспокоились даже не содержанием текстов, а тем, что все это регулярно писалось на территории Беларуси для российских ресурсов. И сигнал работодателям, кураторам таких авторов — на нашей поляне играть в свои игры мы вам не позволим».

Политическое дело

«Главное, что произошло — это то, что они сидели год, хотя очевидно, что никакой необходимости в этом не было. Но их арестовывали с четко определенной фактурой, заключениями и т. д. Я думаю, что с самого начала это дело было не правовым явлением, а исключительно политическим, как и решение по нему», - считает эксперт.

Приговор

«Результат не такой уж и легкий для этих людей. В течение трехлетней отсрочки они будут контролироваться, в отношении их будут действовать ограничения, которые могут быть достаточно жесткими, - сказал Андрей Поротников. - По истечении этих трех лет будет решаться вопрос: что же с ними делать дальше. Один из вариантов — направление на пять лет отбывать наказание. Безусловно, это решение будет зависеть от того, насколько они будут соблюдать наложенные на них ограничения, не допустят ли они каких-то новых преступлений, правонарушений административного характера». По мнению Андрея Поротникова, «власти не собираются позволить им стать какими-то публичными персонами. Любая попытка пропиариться будет жестко и быстро пресечена». «Власть показывает и предупреждает, что может действовать очень жестко в отношении тех людей, которых она заподозрила в связях с Кремлем и которые пытаются играть в интересах России на белорусском политическом, общественно-политическом и медийном поле. Это очень четкий знак», - сказал эксперт.

Помимо сигналов

«Проблема для власти в том, что результаты процесса — временные. Да, запугали, но страх имеет особенность достаточно быстро проходить, - замечает Андрей Поротников. - И тут либо проводить такие процессы регулярно, осложняя отношения с Москвой, либо должна быть выстроена система, при которой такие вещи не будут появляться вообще. Такую систему построить Минску сложно, но в принципе возможно. Думаю, власти на этом и сосредоточатся, пытаясь ограничить распространение из России информации, которая может восприниматься противоречащей интересам официального Минска. Кроме того, белорусские власти пытаются формировать свой пробелорусский дискурс на российском информационном поле — мы видим, что для России создается некий набор экспертов, медийных персон, которые могли бы выступать для российских СМИ представителями Беларуси, белорусского общественного мнения, всякого рода апологеты Союзного государства или евразийства. Хотя надо признать, что пока такие попытки не слишком успешны — эти люди маргинальны и на белорусском фоне, а уж в России их просто не замечают».

При этом, как отмечает Андрей Поротников, у властей есть понимание, что «нужна какая-то системная работа в этом направлении». «Осенью при Совете безопасности был создан комитет по обеспечению национальных интересов в информационном пространстве, в который вошли представители органов исполнительной власти, государственных СМИ и структур, которые отвечают за техническую либо кибербезопасность, - сказал эксперт. - Очевидно, что будут попытки вести и системную работу с людьми, которые здесь рассматриваются в качестве пророссийских активистов. Другой вопрос, что такие активисты не склонны менять свои убеждения — их риторика в отношении белорусских властей, вряд ли смягчится. И что будут делать белорусские власти в случае появления новой Аллы Бронь? Мне кажется, что навряд ли мы увидим очередной такой процесс, скорее всего, силами спецслужб их будут выдавливать из страны».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: