Мария Акулова: Женщины-бизнесмены посвящают много времени дому вне зависимости от размера компании

10 сентября 2018
Ольга Томашевская, Thinktanks.by
Экономика

Исследование «Женщины в бизнесе Беларуси: особенности, мотивация и барьеры» будет презентовано на семинаре BEROC 12 сентября.

«Тема женского бизнеса -  сегодня один из важных трендов мировых экономических исследований. Во всем мире происходит уход от традиционной модели, где в роли добытчика выступает исключительно мужчина, а у женщины роль в экономике второстепенная. Приходит другая модель, основанная на понимании того, что женщина в бизнесе создает дополнительный источник экономического роста и дополнительные рабочие места», - рассказала автор исследования, эксперт Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова.

Помимо этого, исследования, которые проводились в разных странах, показывают, что женщины в бизнесе часто генерируют идеи, которые отличаются от тех, что генерируют мужчины, и в итоге гендерная сбаланированность в руководстве компаний позволяет достигать более высоких результатов. «В развитых экономиках было проведено немало исследований на эту тему, которые выявили, что увеличение числа женщин в совете директоров компании увеличивает прибыль на 15-30%. В каждом конкретном случае ситуация может отличаться, однако агрегированные данные показывают, что присутствие женщин в топ-менеджменте – серьезный и важный фактор успеха», - отметила эксперт.

По словам Марии Акуловой, сегодня в Беларуси довольно мало статистических данных о женском предпринимательстве. Это во многом связано с тем, что белорусская официальная статистика до недавнего времени не воспринимала тему предпринимательства как важный объект своих исследований. До сегодняшнего дня деталей о развитии женского предпринимательства в статистических данных недостаточно. «Это была одна из причин посмотреть, насколько схожа ситуация в Беларуси с мировыми трендами», - рассказала Мария Акулова.

Исследование проводилось в течение года. В конце 2017 года специалисты BEROC провели фокус-группы и интервью с женщинами-предпринимателями. В этом году было проведено количественное исследование совместно с социологическим агентством SATIO, в ходе которого было опрошено 400 предпринимателей – собственников и топов, которые принимают решения в компаниях и имеют опыт ведения бизнеса. «Мы хотели посмотреть на портрет женщин в бизнесе, изучить, по каким причинам они решают заняться бизнесом и с какими барьерами сталкиваются в своей деятельности», - рассказала Мария Акулова.

В Беларуси женщины реже открывают бизнес во время декретного отпуска, чем в других странах

Женщины в Беларуси приходят в бизнес по разным причинам. Одна из основых – невозможность получить достаточный доход другим способом. «Это одна из основных причин ухода в бизнес, которая проявляется в любом регионе мира», - отметила Мария Акулова. По ее словам, в случае Беларуси этот мотив для создания бизнеса сегодня более актуален в регионах, нежели в столице. Эксперт пояснила, что «разница в причинах ухода в бизнес между Минском и регионами четко проявлена. Ситуация на рынке труда в регионах сегодня намного хуже, и открытие бизнеса – это для многих вынужденная мера получить хоть какой-то доход».

В ходе исследования также обнаружилось, что среди женщин-предпринимателей гораздо больше вдов, чем вдовцов среди мужчин-предпринимателей. Мария Акулова предположила, что это возможно, связано с тем, что после смерти супруга женщины решают продолжать его бизнес.

Довольно редко женщины уходят в бизнес ради ненормированного рабочего дня и возможности совмещать работу и родительство. «Для меня было удивительно, что таких женщин всего 13%.  В других странах их доля значительно больше. Возможно, белорусские женщины опасаются, что в бизнесе все будет не так просто. Не исключено также, что попытки открыть бизнес во время декретного отпуска предпринимало большее количество женщин, однако столкнувшись с реалиями, они отказывались от этой идеи», - предположила Мария Акулова. Она также не исключила, что женщины в Беларуси больше надеются на помощь государства, что служит своего рода демотиватором от ухода в сферу самозанятости. Статистика по различным странам свидетельствует о том, что чем больше уровень поддержки со стороны государства матерям, тем меньше стимулов для ухода в бизнес. С другой стороны, успешность и рост бизнесов женщин, решивших в таких условиях уйти в предпринимательство, зачастую соизмерима с показателями компаний-конкурентов  во главе с мужчиной-собственником. 

Коррупция мешает женскому бизнесу больше, чем мужскому

В ходе исследования выяснилось также, что женский бизнес меньше по размеру и растет медленнее, чем компании, которые возглавляют мужчины. «Одно из наших предположений заключалось в том, что женщины идут в менее прибыльные сектора. Поэтому мы сравнили ситуацию в разных отраслях – торговле, промышленности, строительстве и ряде других. Однако выяснилось, что компании с мужчинами-собственниками во главе более устойчиво растут во всех секторах. Возможно, одна из причин связана с распределением домашних обязанностей Вне зависимости от того, владеет женщина более крупным или более мелким бизнесом, она отвечает за выполнение 50% и более домашних обязанностей. Это  гораздо больше времени, чем посвящают дому мужчины. Не исключено, что в результате женщина не успевает восстановиться и может меньше сил вкладывать в работу», - сказала Мария Акулова. Эксперт не исключила, что BEROC проведет дополнительные исследования на эту тему.

По словам эксперта, в восприятии барьеров ведения бизнеса существенных различий между мужчинами и женщинами было выявлено довольно мало. И мужчины, и женщины-предприниматели называют в качестве основных внешних барьеров проблемы с доступом к финансированию и вопросы государственного регулирования. «Единственный внешний барьер, взгляды на который у мужчин и женщин не совпадают – это коррупция. 50% женщин отметили коррупцию как препятствие ведению бизнеса, в то время как среди мужчин его отметили только 12%. Возможно, это связано с тем, что мужчины легче относятся к риску, а женщины более осторожны и стремятся принимать более взвешенные решения. По внутренним барьерам ведения бизнеса значимых различий не было выявлено: и женщины и мужчины отмечают проблемы с наймом квалифицированных кадров, вопросы доступа к образованию и необходимость улучшения управленческих навыков», - рассказала Мария Акулова.

Поделиться: