Беларусь демонстрирует рост интернет-магазинов и онлайн-продаж

06 января 2022
Thinktanks.by
Экономика

За 2021 год онлайн-продажи в беларусских интернет-магазинах выросли на 25% до 3,4 млрд руб. Доля интернет-продаж в розничном товарообороте страны составила 5,8%.

Маркетплейс Deal.by представил итоги развития рынка онлайн-торговли в Республике Беларусь. Выдержки из исследования представил портал belretail.by.

В данное исследование не включены показатели по продажам на иностранных площадках (Aliexpress, Ozon, Wildberries и др.). Известно, что беларусы весьма активно покупают на них товары, а в некоторых категориях данные площадки находятся на первых позициях по популярности.

Рост онлайн-продаж

В прошлом году темпы роста онлайн-продаж в беларусских интернет-магазинах были более высокими (+40%), а доля в розничном товарообороте страны составила 4,5%.

С учетом этого факта можно говорить, что на онлайн-покупки беларусов приходится гораздо большая доля.

Кроме этого беларусские власти обвиняют иностранные маркетплейсы в неуплате налогов в бюджет. В этой связи в проекте нового налогового кодекса, который планируется принять в Беларуси, иностранные интернет-магазины заставят с 1 июля 2022 года платить НДС в размере 20%. По оценкам государства сегмент интернет-торговли в Беларуси стал слишком значимым и в этом году составит 6% от общего розничного товарооборота.

Количество заказов на маркетплейсе Deal.by за год выросло на 13%, а средний чек на 3% и составил 140 BYN. Данные цифры отражают тенденции на всем рынке e-commerce.

Беларусы стали чаще заказывать одежду онлайн
Количество заказов в этой категории за год увеличилось на 39%. Также повысился спрос на товары для строительства (+38%), ремонта (+33%), категорию «подарки, хобби и книги» (+32%).

Самым популярным товаром стали электронные парогенераторы: их покупали в 6,5 раз чаще чем в 2020-ом году, а спрос на игрушки-антистрессы увеличился в 20,7 раз. При этом ТОП-5 популярных категорий остался неизменным: товары для дома и сада, техника и электроника, товары для красоты и здоровья, товары для детей и авто- и мототовары.

66% онлайн-заказов осуществляется через смартфон
За 11 месяцев 2021 г. число мобильных заказов с помощью приложения и браузера увеличилось на 6%, а количество заказов с десктопа уменьшилось на 6%. При этом беларусы отмечают, что ТОП-3 причины, по которым они не пользуются приложением интернет-магазина: неудобно использовать маленький экран (28% опрошенных), приложение занимает слишком много места в телефоне (25%) и в нем меньше функций, чем на сайте (19%).

Бурный рост маркетплейсов
В 2021 году крупные российские маркетплейсы проявили небывалую активность на беларусском рынке: Ozon официально стал частью e-commerce в Беларуси, а Wildberries объявил о запуске программы открытия брендированных пунктов выдачи заказов. Кроме этого беларусы продолжают активно покупать на китайском Aliexpress.

Местные игроки тоже не стояли на месте. Onliner провел ребрендинг, а количество интернет-магазинов, продающих на Deal.by превысило 7,000 по всей стране: 80% интернет-предпринимателей находятся в Минске, а в регионах по количеству продавцов лидируют Гомельская и Брестская области.

Количество интернет-магазинов в Беларуси за 8 месяцев увеличилось на 6,8% и составило 27 274. Темпы роста локальных площадок сохраняются.

Самовывоз набирает популярность
Самые распространенные варианты доставки товаров  –  курьерская и почтовая. При этом услугами курьеров стали пользоваться реже – сейчас этот способ выбирают 48% покупателей, это на 4% меньше, чем в прошлом году. Популярность почтовой доставки наоборот растет: в 2021-ом году ей пользовались на 3% чаще, чем в 2020-ом году.

В 2021-ом многие e-commerce игроки делали ставку на открытие точек самовывоза, что повысило популярность этого способа доставки у покупателей. Однако реальный результат этих действий мы увидим только к концу 2022-го года.

Беларусы активно платят онлайн
В 2021-ом году 30% заказов покупатели оплачивали сразу на сайте продавца  — это на 3% чаще, чем в прошлом году. Однако «оплата по факту» по-прежнему является наиболее предпочитаемым вариантом, несмотря на то, что из года в год она теряет свою популярность.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: